Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Фармацевтическая логистика и товарные запасы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время логистические системы управления предусматривают использование методов, применяемых в маркетинге. К таким методам относятся ABC — и ХYZ-анализы. Как известно, согласно правилу Паретто лишь 20% товаров обеспечивают 80% дохода. Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента ЛС может стать логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных… Читать ещё >

Фармацевтическая логистика и товарные запасы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из новых направлений в стратегии управления является применение эффективных логистических систем на различных уровнях деятельности фарморганизации. Рынок лекарств насыщен, и объемы продаж лекарств не могут расти до бесконечности. Сам термин «логистика» имеет военные корни: первоначально он означал обеспечение своевременной доставки вооружения в место военных действий. В 80-е годы прошлого столетия это понятие было расширено, и объектом управления логистики стало физическое продвижение товарной массы. В зарубежной практике существует так называемое правило семи R: обеспечение нужного продукта, в требуемом количестве, заданного качества, в нужном месте, в установленное время, для конкретного потребителя, с наименьшими затратами.

Предметом логистики в фармацевтической организации являются все процессы, связанные с изменением параметров размещения, сроков, перемещения, формы потоков на предприятиях, причастных к логистической цепи (фармпредприятие — дистрибьютор — аптека). Иными словами — как оперативно доставить товар по выявленному спросу.

Логистика существенно отличается от других методов управления. Существуют определенные этапы управления закупок ЛС. Первоначально необходимо определиться с планом по товарообороту и поставкам ЛС. Главная задача, которую предстоит решить — какой ассортимент ЛС и в каком объеме стоит закупать аптеке. Следующий шаг — выбор поставщиков. И, наконец, планирование ассортимента.

В то же время логистические системы управления предусматривают использование методов, применяемых в маркетинге. К таким методам относятся ABC — и ХYZ-анализы. Как известно, согласно правилу Паретто лишь 20% товаров обеспечивают 80% дохода. Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента ЛС может стать логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (АВС-анализ), и их классификации по структуре потребления (ХYZ-анализ).

Первый позволяет определить группу препаратов, приносящих наибольший валовый доход аптеке. Второй помогает структурировать потребление фармацевтических товаров по фактору стабильности потребления (спросу). Периодическое сравнение результатов ABCи ХYZ-анализов товарооборота и товарных запасов позволяет аптеке оптимизировать работу в данном направлении, предотвратить чрезмерные запасы ЛС и увеличение риска «замораживания» оборотных средств, а также списания ЛС в связи с окончанием их срока годности.

На обоснование включения лекарственного препарата в ассортимент аптеки могут влиять дополнительные логистические условия (габариты товара, риск потерь в ходе хранения и транспортировки, температурный режим и пр.). Для реальной картины по выгодности продажи того или иного препарата имеет смысл дополнить АВС-анализ анализом логистической ценности. И в данном случае необходимо провести экспертную оценку ЛС. С точки зрения логистической ценности каждому препарату присваивается определенный ранг.

С учетом логистического подхода может произойти смещение ценности включения лекарственного препарата в ассортимент аптеки. Препараты приобретают более высокий или низкий ранг в зависимости от логистических характеристик. Например, раствор йода смещается с первого места (согласно АВС-анализу) на второе в связи с тем, что он упакован в стеклянную тару, которая подвержена бою. И наоборот, гидропирит, который в первом случае занимает лишь 16-ю позицию, с точки зрения логистики поднимается до 7-й строки в рейтинге препаратов.

Применение на практике данного подхода имеет несомненный экономический эффект. Провизор отдела сбыта аптеки, обладая подобной информацией, может оперативно корректировать заявку, что позволяет добиться значительной экономии транспортных расходов. К примеру, можно «разбавить» тяжелую, но дешевую заявку (предметы медицинского назначения и пр.) легкими дорогостоящими ЛС.

Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле (она называется формулой Уилсона):

Фармацевтическая логистика и товарные запасы.

ОРЗ — оптимальный размер заказа, шт.,.

А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, рыб.,.

S — потребность в заказываемом продукте, шт.,.

i — затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./шт.

Пример: Годовой объем закупки товаров запланирован в размере 1 млн руб. Сумма издержек обращения по размещению заказа и доставке в расчете на 1 поставляемую партию — 12 тыс. руб.

Сумма издержек обращения по хранению единиц запасов товаров составляет 6 тыс. руб. в год.

Фармацевтическая логистика и товарные запасы.

ОРЗ = = 63 тыс. руб.

Следовательно, на протяжении года товары должны доставляться (1000:63) = 16 раз или каждые 22 дня (360:16).

При таких показателях размеров партии и частоты поставки товаров, издержки обращения аптеки будут минимальными.

Затраты на поставку единицы заказываемого продукта (А) включают следующие элементы: стоимость транспортировки заказа; затраты на разработку условий поставки; стоимость контроля исполнения заказа; затраты на выпуск каталогов; стоимость форм документов.

Формула представляет собой первый вариант формулы Уилсона. Он ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, то формула корректируется на коэффициент, учитывающий скорость этого пополнения:

Фармацевтическая логистика и товарные запасы.

где k — коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе.

Порядок расчета всех параметров системы представлен в таблице 4.

Таблица 4

Показатель.

Порядок расчета.

Пример

1. Потребность в товаре, шт.

Месячная потребн.

2. Оптимальный размер заказа, шт.

См. форм. Уилсона.

3. Время поставки, дни.

Договор поставки.

4. Возможная задержка поставки, дн.

По наблюдениям.

5. Однодневная потребность, шт/день.

(1): кол. раб. дней.

300:30 = 10.

6. Срок расходования заказа, дни.

(2): (5).

50:10 = 5.

7. Ожидаемый расход за время поставки, шт.

(3) х (5).

3 х 10 = 30.

8. Максимальный расход за время поставки, шт.

(3 + 4) х (5).

(3 + 2) х 10=50.

9. Гарантийный запас, шт.

(8−7).

50−30 = 20.

10. Пороговый уровень запаса, шт.

(9 + 7).

20+30=50.

11. Максимальный желательный запас, шт.

(9 + 2).

20+ 50= 70.

12 Срок расходования запаса до порогового уровня, дни.

(11−10): 5.

(70−50):10=2.

Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:

I = N:

Фармацевтическая логистика и товарные запасы.

где N — количество рабочих дней, дни,.

S — потребность в заказываемом товаре, ед.,.

ОРЗ — оптимальный размер заказа, ед.

Полученный с помощью этой формулы интервал времени между заказами не может рассматриваться как обязательный к применению. Он может быть скорректирован в самом аптечном учреждении на основе экспертных оценок. Например, при полученном результате (5 дней), возможно использовать интервал в 6 дней, чтобы получать товар 1 раз в неделю.

Исходные данные для расчета параметров системы управления товарными запасами с фиксированным интервалом времени между поставками следующие:

потребность в заказываемом товаре, ед.,.

интервал времени между заказами, дни, время поставки, дни, возможная задержка поставки, дни.

В условиях снижения стабильности рынка и активного отслеживания спроса на медикаменты, дорогостоящие резервные запасы вытесняются системой информации о них и надлежащей организацией управления, дающими больший эффект. В связи с этим логистика снабжения не может абстрагироваться от того, что происходит на конечных стадиях реализации. Причем ключевым фактором является знание положения на фармацевтическом рынке и управление товарными запасами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой