Деятельностный подход в воспитании
Для педагога это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у воспитанников умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим… Читать ещё >
Деятельностный подход в воспитании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К настоящему времени произошли значительные изменения в системе дошкольного и начального школьного образования. Теперь большинство образовательных программ и технологий ориентированы на развитие личности ребенка и на использование знаний, умений и навыков в качестве средства, а не цели развития, т. е. направлены на развитие активности, инициативности, самостоятельности. Организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода в обучении Теория деятельности, основанная А. Н. Леонтьевым, достаточно широко применяется в системе общего образования. Деятельностная технология обучения позволяет превратить ребенка из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Деятельностная теория обучения получила широкое развитие в педагогической психологии в различных формах.
В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. На современном этапе развития образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.
Согласно теории деятельности целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Для педагога это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у воспитанников умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.
Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Критерий знания также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.
Таким образом, перед обучением теперь стоит одна проблема: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом — большой объём фактических знаний — в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач.
При данном подходе к обучению основным элементом работы будет решение задач, т. е., освоение деятельности. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ребенок сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом.
Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений.
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что учебный процесс представляет собой:
- v взаимодействие,
- v решение коммуникативных (проблемных) задач;
- v свободная творческая работа и сотрудничество.
Среда учения — деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для воспитанников, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого — отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения.
Коммуникативная задача — проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь — я не знаю, ты умеешь — я не умею, а мне надо знать и уметь. Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность, потом — как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Такая деятельность, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации воспитанника настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам. Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных. Согласно Д. Б. Эльконину, «основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ребенок:
- v сам формулирует проблему,
- v сам находит ее решение,
- v решает,
- v самоконтролирует правильность этого решения.
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности.
- 7. Принципы деятельностного подхода в обучении
- 1. Деятельность (ребенок получает знания не в готовом виде, а с помощью
педагога добывает их сам в процессе деятельности).
- 2. Непрерывность (приемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания методики, технологии.
- 3. Целостность представления о мире.
- 4. Принцип «Мини-макса» (содержание образования на максимальном уровне).
- 5. Принцип психологической комфортности.
- 6. Творчество.
- 7. Вариативность.