Логистика оборота вторичных ресурсов
Определить и обосновать принципы и инструменты регулирования в области использования вторичных ресурсов в отраслях промышленности и регионах страны, а также меры поддержки использования и развития прогрессивных технологий и оборудования для сбора, переработки и транспортировки отходов; Рост уровня использования невостребованных в настоящее время вторичных ресурсов, в том числе полимерных отходов… Читать ещё >
Логистика оборота вторичных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели и задачи развития рынка вторичных ресурсов
Рынок вторичных ресурсов по своему типу относится к товарным рынкам и хотя имеет ряд особенностей, должен развиваться, главным образом, на основе саморегулирования и частного предпринимательства.
Целями развития рынка вторичных ресурсов являются формирование и поддержание устойчивого спроса потребителей вторичных материальных ресурсов и обеспечение стабильной реализации их предложения поставщиками.
Роль государства в формировании и развитии рынка вторичных ресурсов заключается в создании нормативно-правовых, экономических и организационных условий для эффективного вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечении свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, контроле за соблюдением всеми участниками рынка экономического правопорядка, защите их прав и экономических интересов.
Концепция исходит из того, что определенная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию задача — удвоение внутреннего валового продукта в течение ближайших десяти лет — будет решена преимущественно за счет увеличения отечественного товарного производства в натуральном выражении, а рост производства будет сопровождаться ростом уровня жизни населения.
Исходя из основных целей развития рынка вторичных ресурсов и с учетом международного опыта, представляется необходимым решить следующие основные задачи:
- — определить и обосновать принципы и инструменты регулирования в области использования вторичных ресурсов в отраслях промышленности и регионах страны, а также меры поддержки использования и развития прогрессивных технологий и оборудования для сбора, переработки и транспортировки отходов;
- — выработать и обеспечить условия для комплексной переработки сырья и материалов, экономии первичных материальных ресурсов в основном производстве за счет их замены соответствующими вторичными материальными ресурсами;
- — совершенствовать нормативно-правовую базу для развития организационно-производственной инфраструктуры рынка вторичных ресурсов и привлечения в эту сферу предприятий малого и среднего бизнеса с перспективой создания на ее основе отрасли по сбору и переработке отходов производства и потребления в товарную продукцию;
- — определить номенклатуру отходов производства и потребления, подлежащих использованию в первоочередном порядке в качестве вторичных материальных ресурсов;
- — разработать региональные концепции и программы развития и мониторинга региональных рынков вторичных ресурсов.
Реализация этих положений позволит:
- — стимулировать приток инвестиций в сферу обращения с отходами;
- — увеличить объем производства товаров, изготовленных из отходов или с их использованием;
- — уменьшить потери сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, выводимых в настоящее время из хозяйственного оборота с отходами производства и потребления, и тем самым повысить эффективность использования природного сырья;
- — снизить уровень загрязнения отходами окружающей природной среды;
- — создать новые рабочие места, в первую очередь на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- — расширить взаимодействие с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов производства и потребления;
- — обеспечить выполнение экологических требований, связанных с предстоящей интеграцией Российской Федерации в мировое и европейское экономические сообщества.
Основные направления мер, содействующих развитию рынка вторичных ресурсов
Совершенствование и развитие инструментов регулирования в области использования вторичных ресурсов включает в себя:
1. Нормативно-правовое обеспечение последовательной реализации на территории Российской Федерации принципа ответственности производителя и / или собственника за сбор и переработку своей продукции после ее использования.
Последовательность реализации названного принципа предполагает: первоначальное установление уполномоченными органами и последующее расширение ими перечня продукции, на которую распространяется принцип; определение механизма, нормативов сбора, переработки и рециклинга, сроков реализации и мер ответственности производителя за использование своей продукции (например, введение санкций, установление нормативов и т. п.).
По аналогии с европейскими странами первоочередными видами продукции, на которые возможно распространение принципа ответственности производителя, могли бы стать автотранспортные средства, тара и упаковка (металлическая, полимерная, стеклянная, картонно-бумажная), моторные масла, товары народного потребления, содержащие вредные вещества (ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы и др.).
- 2. Совершенствование механизма экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья.
- 3. Формирование спроса на вторичные ресурсы и продукцию, изготовленную из вторичных ресурсов или с их использованием, в том числе путем установления ограничений и стимулов, побуждающих к использованию вторичных ресурсов взамен первичных.
- 4. Применение механизма залоговой стоимости для стимулирования сбора, переработки и утилизации некоторых видов продукции после использования.
- 5. Развитие региональных рынков вторичных ресурсов с учетом специфики образования и обращения с отходами потребления (в первую очередь с ТБО).
- 6. Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности (создание баз данных по источникам образования вторичных ресурсов; по нормативно-правовому обеспечению их сбора, заготовки и переработки; по прогрессивным технологиям и оборудованию для переработки вторичных ресурсов; по предприятиям, осуществляющим заготовку и переработку вторичного сырья, а также по сопряженным вопросам).
- 7. Совершенствование форм федерального государственного статистического наблюдения за сбором и использованием отходов производства и потребления, введение статистического наблюдения за рынком вторичных ресурсов.
- 8.
Введение
стандартизации и сертификации отходов, а также сертификации технологий и оборудования по их переработке.
- 9. Подготовку кадров для работы на рынке вторичных ресурсов.
Ожидаемые результаты развития рынка вторичных ресурсов.
Реализация государственной политики по развитию рынка вторичных ресурсов позволит обеспечить следующие социально-экономические преимущества:
- — рост уровня использования невостребованных в настоящее время вторичных ресурсов, в том числе полимерных отходов, изношенных шин, отработанных моторных масел, выведенных из эксплуатации аккумуляторов, макулатуры, зол и шлаков ТЭС, металлургических шлаков, древесных отходов и др.;
- — увеличение доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции (стали, картонно-бумажной продукции, продукции из полимерных, текстильных и древесных материалов, нефтепродуктов, строительных материалов);
- — дополнительную экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов;
- — создание новых рабочих мест;
- — создание более благоприятных условий для взаимодействия с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов.