Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Оценка состояния конкурентной среды и положения крупных торговых сетей на рынке (выводы)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной торговли продовольственными товарами со стороны указанных компаний не установлены. Хотя следует отметить, что в СМИ и экспертных кругах высказываются предположения о монополистической деятельности крупных торговых сетей, проявляющейся как в ценовой политике (если сравнивать розничные цены сетевых компаний… Читать ещё >

Оценка состояния конкурентной среды и положения крупных торговых сетей на рынке (выводы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с результатами проведенного анализа рынок розничной торговли продовольственными товарами Санкт-Петербурга характеризуется как умеренно концентрированный рынок (45%<= CR3 <70%).

Значительное количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов (около 2 000) с разными масштабами и формами организации деятельности позволяет говорить о высокой степени развития конкуренции.

Вместе с тем рынок характеризуется следующими особенностями:

  • 1. Существенное неравенство долей и положения на рынке хозяйствующих субъектов разных типов. На рынке присутствует как значительное число небольших хозяйствующих субъектов, так и значительное число торговых предприятий среднего размера, и определенное количество (около 20) крупных торговых сетей, среди которых можно выделить наиболее крупные хозяйствующие субъекты с рыночной долей более 10% («X5 Retail Group», ООО «О Кей», ООО «Лента»), а также несколько хозяйствующих субъектов, имеющие долю на рынке от примерно 2% до 5% (ЗАО «Дикси-Петербург», «Metro Group», ООО «Интерторг» (торговая сеть «СемьЯ»), ООО «Любавушка» (торговая сеть «Полушка»), ООО «Ашан Россия»).
  • 2. Совокупная доля крупных торговых сетей на рынке с 2007 года остается стабильной на уровне около 75%. Совокупная доля хозяйствующих субъектов с долей на рынке более 1% (девять компаний, не включая объединение универсамов «Макс-Микс») составила 69,1% общего объема рынка. Данная ситуация является благоприятной для координации действий хозяйствующих субъектов.

При этом наблюдается острая конкуренция между крупными торговыми сетями. В то же время конкуренция со стороны не-сетевого торгового бизнеса в основном воспринимается сетевыми компаниями как несущественная (подавленная). Так, при ответах на анкету о конкурентной ситуации на рынке в августе-сентябре 2008 года из 12 ответивших руководителей крупных торговых сетей все 12 указали в качестве непосредственных конкурентов другие сетевые компании, но лишь в трех случаях упоминается конкуренция со стороны специализированных магазинов по отдельным товарным группам, лишь в одном случае упоминается конкуренция сетевому формату со стороны открытых рынков и в одном случае — конкуренция «малому» сетевому формату «у дома» со стороны независимых магазинов и ларьков. При повторном анкетировании в августе 2009 года вновь все ответившие назвали в качестве своих конкурентов торговые сети, только 6 из 19 назвали не-сетевые магазины и только в 5 из 19 анкет признавалась в качестве конкурента мелкорозничная торговля.

  • 3. Вход на рынок новых участников затруднен, барьером является затрудненность доступа к подходящим объектам недвижимости, обусловленная как экономическими, так и административными ограничениями.
  • 4. Положение трех хозяйствующих субъектов, имеющих наибольшую долю на рынке — «X5 Retail Group», ООО «О Кей», ООО «Лента», может быть признано доминирующим в соответствии с частью 3 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, существует оценка, согласно которой несколько других крупных торговых сетей, имеющих меньшую долю на рынке, также фактически участвуют в коллективном доминировании на рынке, хотя их доминирующее положение невозможно установить по критериям, предусмотренным в ФЗ «О защите конкуренции». ЦИРС, 2008. Данная оценка, в частности, подтверждается результатами проведенного анкетирования руководителей торговых сетей. Многие руководители сетей указали среди компаний, оказывающих решающее влияние на общие условия розничной торговли продовольственными товарами, не только компании, входящие в лидирующую тройку, но и несколько компаний, следующих за ними по размерам доли на рынке.

Кроме того, данная оценка косвенно подтверждается результатами анализа поведения торговых сетей на рынках оптовой торговли, где они приобретают продовольственные товары для последующей реализации — имеют место устойчивые практики, содержащие признаки навязывания поставщикам невыгодных договорных условий с использованием сходного «универсального инструментария» со стороны того же круга торговых сетей, включающего не только три компании-лидера («X5 Retail Group», ООО «О Кей», ООО «Лента»), но и компании, имеющие значительно меньшую долю на рынке розничной торговли. См.: Аналитическая записка Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России по результатам контрольного мероприятия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей ПЯТЕРОЧКА, КАРУСЕЛЬ, ОКЕЙ, ДИКСИ, ЛЕНТА с поставщиками продукции и иных взаимоотношений торговых сетей при организации розничной торговли в г. Санкт-Петербурге. М. 2009; а также: ЦИРС, 2008.

В настоящее время признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной торговли продовольственными товарами со стороны указанных компаний не установлены. Хотя следует отметить, что в СМИ и экспертных кругах высказываются предположения о монополистической деятельности крупных торговых сетей, проявляющейся как в ценовой политике (если сравнивать розничные цены сетевых компаний не с ценами в не сетевом секторе, а с предполагаемыми конкурентными ценами в сетевом формате либо с ценами, складывающимися на других географических рынках, отличающихся более развитой конкуренцией в розничной торговле), так и в ассортиментной политике и качестве обслуживания покупателей.

5. Разнообразие форм организации (форматов) розничной торговли продовольственными товарами и различие их качественных характеристик позволяет предполагать, что различные форматы торговли не являются полностью взаимозаменяемыми с точки зрения покупателя.

Так, Центром исследования рыночной среды, предлагается, с учетом зарубежного опыта, результатов социологических обследований и экспертных оценок, выделять два сегмента рынка розничной торговли продовольственными товарами, соответствующие двум типам покупок и двум агрегированным форматам торговли ЦИРС, 2008.:

  • — продажи в торговых объектах крупных форматов (гипермаркеты, крупные супермаркеты и крупные универсамы), имеющих большие торговые площади и широкий ассортимент продукции;
  • — продажи в торговых точках «у дома», торгующих более узким ассортиментом товаров повседневного спроса.

При этом к сегменту продаж в торговых объектах крупных форматов для рынка Санкт-Петербурга отнесены объекты с полным ассортиментом продовольственных товаров от 6000 наименований и торговой площадью от 900 кв. м, имеющих специальную парковку для личного транспорта покупателей.

Раздельный расчет долей рынка для предлагаемых агрегированных форматов торговли, проведенный по данным за 1 полугодие 2008 г., дает следующие показатели коэффициента концентрации CR3:

форматы крупный универсам, крупный супермаркет, гипермаркет — 77,1%;

форматы «у дома» — 49,1%.

То есть в географических границах Санкт-Петербурга расчетная степень концентрации в форматах «у дома» ниже, чем в целом по рынку, а в крупных форматах — выше, чем в целом по рынку, и выше порога, после которого рынок оценивается как высоко концентрированный.

Следует также учитывать, что реальные географические границы рынка являются локальными и более узкими, чем предварительно определенные в административных границах Санкт-Петербурга, особенно при отдельном рассмотрении форматов торговли «у дома».

Исходя из сказанного, реальная степень концентрации рынка и рыночная власть отдельных участников может быть выше, чем определяемая для рынка в целом в границах города.

Относительно перспектив изменения состояния конкурентной среды можно сделать следующие предположения:

  • 1) В настоящее время трудно оценить, является ли предельным уровень охвата крупными сетевыми компаниями розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге, или возможен его дальнейший рост. По некоторым оценкам, этот уровень охвата в настоящее время уже связан с искусственным, неэкономическим давлением на малый торговый бизнес и вынужденным, не всегда удобным для покупателей, прибеганием ими к форматам торговли, развиваемым торговыми сетями. Можно предположить, что потенциал такого давления быстро исчерпаем. В этом случае дальнейший рост охвата розничной торговли крупными сетями возможен лишь путем освоения ими (с вытеснением оттуда малого бизнеса) ниши мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, мини-магазины, максимально приближенные к потоку покупателей).
  • 2) Несмотря на продолжающиеся процессы рыночной концентрации, в настоящее время можно признать устойчивым положение, когда на рынке конкурирует ограниченное, но, тем не менее, значительное число крупных торговых сетей (около двадцати). Как показывает анализ, начавшийся в конце 2008 года экономический кризис, прекращение роста и падение платежеспособного спроса не привели пока к банкротству, закрытию и поглощению крупных торговых сетей, действующих на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге. Несмотря на явную неравномерность развития и разную степень способности адаптации к кризисным условиям, уход продавцов с рынка пока не стал распространенным явлением. Развитие структуры рынка в период кризиса до настоящего времени (октябрь 2009 года) идет по эволюционному, а не по «обвальному» сценарию. В условиях падения доходов населения и платежеспособного спроса выглядят достаточно прочными позиции тех участников рынка розничной торговли, которые действуют в низкой ценовой нише, в форматах, приближенных к дискаунтеру. Именно в этой нише работают многие из присутствующих на рынке Санкт-Петербурга торговых сетей — «X5 Retail Group» («Пятерочка»); «Лента»; «Дикси»; «СемьЯ»; «Полушка»; «Находка», «Квартал», «Нетто» и т. д.

Хотя имеют место случаи присоединения более мелких сетей более крупными (приобретение сети «Карусель» компанией «X5 Retail Group», получение той же компанией разрешения в ФАС России на приобретение торговой сети «Находка» и намерение приобретения сети «Патэрсон»), основная угроза для конкуренции связана не непосредственно с сокращением числа конкурирующих хозяйствующих субъектов, а с усилением доминирования наиболее крупных из них, прежде всего «X5 Retail Group», и с возможностями согласованных действий по отношению к поставщикам и покупателям со стороны значительного числа торговых сетей, в совокупности обладающих значительной долей рынка.

В 2007;2008 гг. не происходил вход на рынок новых торговых сетей, но он не исключен в дальнейшем, прежде всего со стороны отдельных крупных международных и российских сетевых компаний. Так, с конца 2008 — начала 2009 года наблюдается вход на рынок Санкт-Петербурга финской торговой сети «Prisma». Однако вход на рынок отдельных новых крупных компаний не меняет принципиально конкурентную ситуацию и не снимает проблем коллективного доминирования и согласованности действий на рынке.

  • 3) По-видимому, можно ожидать дальнейшего развития и совершенствования «универсальных» практик («групповых моделей») Такие термины как «однотипное поведение» и «групповая модель поведения» применяются, в частности, к ситуации данного типа в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15 956/08 от 21.04.09. в поведении крупных торговых сетей как по отношению к покупателям (ценовая политика, рационализированные стандарты ассортимента и обслуживания), так и по отношению к поставщикам. Развитие этих общих моделей поведения может происходить одновременно с обострением конкурентной борьбы между торговыми сетями за покупателя в других аспектах поведения на рынке (например, при размещении торговых объектов, привлечении покупателя путем декларирования льгот и скидок и т. д.). Актуальной задачей является аналитическая работа по выявлению применяемых участниками рынка «универсальных» практик и их оценке с точки зрения антимонопольного законодательства.
  • 4) Традиционная для экономически развитых стран альтернатива сетевым торговым компаниям со стороны торгового бизнеса, предлагающего более высокую дифференциацию, повышенное качество товаров и обслуживания, в настоящее время для рынка Санкт-Петербурга является лишь гипотетической, что может объясняться не только относительно низкими доходами, но и несформированностью потребностей в такой дифференциации у населения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой