Анализ сегментов ранка товаров народного потребления
Мебельная промышленность имеет более свободный характер размещения и тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли представлены во всех экономических районах России, выделяются столичные и крупные промышленные центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась в малолесных районах европейской части страны, что было обусловлено концентрацией здесь потребителей… Читать ещё >
Анализ сегментов ранка товаров народного потребления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Региональная дифференциация рынка товаров народного потребления
Структура выпуска товаров народного потребления имеет значительные региональные различия, связанные с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями отдельных территорий России. В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в Северо-Западном, Волго-Вятском, Центральном, Поволжском, Уральском — продукции отраслей тяжелой промышленности. Однако обобщающие показатели не отражают специфики развития и размещения отдельных отраслей. Значительное превышение в структуре производства товаров народного потребления продуктов питания на Дальнем Востоке не означает наличия там всего комплекса отраслей пищевой промышленности и свидетельствует о специализации района на выпуске определенного вида продукции (в данном случае — рыбы), обусловленной особенностями природно-ресурсного потенциала этой территории. Экономические и природные предпосылки района предполагают строгую направленность развития каждой отрасли комплекса, приоритет имеют те, которые могут занять устойчивое место на внутреннем российском рынке.
Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного назначения (корд, технические ткани), которая используется в других отраслях промышленности [10, с.90].
Легкая промышленность представлена в каждом экономическом районе, дополняя производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся специализированные районы и центры развития легкой промышленности. К ним относится Центральный район, который дает большую часть текстильной продукции России, а в его рамках — Ивановская область.
Территориальная организация отрасли сложилась под воздействием ряда факторов, оказывающих различное влияние на размещение отдельных производств.
Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет 1/5 исходного сырья, шерсти — ½), или в отраслях, где высока материалоемкость производства (льняная промышленность). Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности.
Потребительский фактор оказывает огромное воздействие на размещение предприятий отрасли. Продукция отрасли потребляется повсеместно, а массовый характер производства способствует приближению предприятий отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции (трикотаж, обувь) малотранспортабельны и их перевозка на дальние расстояния дороже перевозки исходного сырья.
Значительная трудоемкость выпускаемой продукции требует больших трудовых ресурсов. В легкой промышленности традиционно применяется в основном женский труд, поэтому правильное сочетание тяжелой индустрии, использующей преимущественно мужской труд, и отраслей главным образом женского труда усиливает комплексность развития хозяйства экономических районов.
Водный фактор учитывают при размещении производства тканей и трикотажа, где процессы крашения и отделки требуют значительного количества воды.
Топливно-энергетический и транспортный факторы не оказывают значительного влияния на размещение легкой промышленности.
Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку сырья, производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.
Ведущая отрасль текстильной промышленности — хлопчатобумажная, дающая почти 70% всех тканей России, среди которых преобладают ткани бытового назначения (ситцы, сатины, бельевые и др.). Особенностью этой отрасли является полная ориентация на привозное натуральное сырье, так как в России в силу специфики природноклиматических условий хлопчатник не возделывается. Более 80% хлопка-волокна ввозится в Россию из государств Центральной Азии, свыше 6% - из Азербайджана и примерно 10% - из стран дальнего зарубежья (Египет, Сирия, Судан и др.) [18, с.39−40].
Основное производство по-прежнему сосредоточено в старых районах, оно ориентируется на трудовые ресурсы и квалификационные навыки. Центральный и Северо-Западный районы обеспечивают 85% общероссийского выпуска хлопчатобумажных тканей. Особенно выделяются Ивановская (Иванове, Шуя, Кинешма), Московская (Москва, Ногинск, Орехово-Зуево), Тверская (Тверь, Вышний Волочек) и Ярославская (Ярославль) области, а также Санкт-Петербург и его пригороды.
В новых районах европейской части России большее значение имеют трудовые ресурсы. Здесь выпускается более 10% хлопчатобумажных тканей: Поволжье (Камышин), Волго-Вятский район (Чебоксары), Северный Кавказ (Краснодарский край). Предприятия Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока (Барнаул, Омск, Новосибирск, Томск, Канск) ориентируются на потребителя и дают чуть более 3% хлопчатобумажных тканей.
Второе место по объему вырабатываемой продукции занимает шелковая промышленность — более 11% выпуска тканей в стране. В связи с широким использованием в качестве сырья искусственных и синтетических волокон зависимость от поставок натурального сырья из Средней Азии, Закавказья, Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.
Исторически сложившаяся концентрация производства шелковых тканей в Центральном районе обусловлена выгодным транспортногеографическим положением, квалификацией рабочей силы, сосредоточением населения. Первые шелковые мануфактуры здесь появились еще в XVI в., а сейчас район дает более 2/5 общероссийского выпуска тканей из шелка. Основные предприятия сосредоточены в Москве и Московской области (Наро-Фоминск, Павловский Посад, Орехово-Зуево). Действуют предприятия в Киржаче (Владимирская область), Кораблино (Рязанская область), Твери, Ярославле.
Значительными объемами производства отличаются также Поволжье (Балаково), Урал (Оренбург, Чайковский), Западная (Кемерово) и Восточная (Красноярск) Сибирь, которые обеспечивают более 2/5 производства шелковых тканей в России.
Швейная промышленность — вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.
В начале XX в. в России отсутствовало крупное фабричное производство одежды и основную массу изделий изготовляли ателье-мастерские в городе, кустари и ремесленники на селе. Лишь 3% швейных изделий изготовлялось в сфере фабричного производства, в швейном деле господствовали, как сказали бы сейчас, малые предприятия. Это было связано с необходимостью обеспечить индивидуальный характер швейной продукции. Сейчас эта отрасль представлена в каждом экономическом районе, вместе с тем она отличается высокой территориальной концентрацией производства — более ¼ выпуска швейных изделий приходится на два района: Центральный и Северо-Западный. Недостаточный объем производства в остальных районах обусловлен низким уровнем развития сырьевой базы и неполным соответствием ассортимента территориальным потребностям и потреблению, что следует учитывать в региональной дифференциации производства [10, с.144−145].
Швейная промышленность относится к материалоемким отраслям. В структуре затрат на долю сырья и материалов приходится до 80%. Сырьем служат ткани, трикотажное полотно, нетканые материалы, искусственная кожа, искусственный и натуральный мех, плащевые ткани, текстильная галантерея. В целом в отрасли перерабатывается свыше 4/5, тканей бытового назначения.
Однако швейная промышленность неоднородна, и изделия, различные по сложности и трудоемкости изготовления, имеют разный характер размещения — производство простейших товаров со стабильной внешней формой (рабочая одежда) широко распространено повсеместно, выпуск более сложного и менее стабильного ассортимента ориентируется на крупные городские центры, а выпуск наиболее сложных изделий, находящихся под влиянием моды, осуществляется в крупнейших городах, имеющих дома моделей.
Меховая промышленность включает сырейно-красильное и скорняжнопошивочное производство, где осуществляются выделка, крашение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных изделий. Сейчас действуют крупные предприятия, выпускающие пальто, головные уборы, воротники. Сырьевую базу меховой промышленности составляют овцеводство, звероводство, пушной (охотничий) и зверобойный промыслы. Наибольшую роль играет клеточное звероводство Центрального, Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов, которое обеспечено мясо-рыбными кормами, оно поставляет шкурки норки, голубого песца, кролика. Для охотничьего промысла на севере России типична добыча соболя, белки, красной лисицы. Меховую и шубную овчину, смушку, каракуль дает овцеводство. Выпуск меховых изделий отличается высоким уровнем территориальной концентрации производства — более ½ продукции отрасли приходится на Поволжский, Центральный, Волго-Вятский и Северо-Западный районы.
В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения большую роль играют товары длительного пользования: мебель, легковые автомобили, радиотовары, особенно телевизоры и видеомагнитофоны, электротовары (холодильники, стиральные машины, электропылесосы), ковры и часы, на долю которых приходится более 3/5 розничного товарооборота культурно-бытовых товаров.
Расширение товарного предложения изделий длительного пользования связано с уровнем развития и особенностями размещения производства товаров народного потребления, конверсией оборонного комплекса. В настоящее время в отраслях тяжелой индустрии сложился и действует специфический комплекс по производству товаров длительного пользования, выпуск которых в основном сосредоточен на предприятиях машиностроения и металлообработки, химической и лесной промышленности. Он отличается высоким уровнем территориальной концентрации производства. Если для отраслей легкой и пищевой промышленности, представленных во всех районах России, характерно более широкое участие в формировании товарных ресурсов в пределах зон. производства, нерегулярность выхода на межрайонный рынок, то выпуск товаров длительного пользования отличается постоянным участием предприятий в общероссийском разделении труда, влияя на товарное предложение далеко за пределами района выпуска [10, с.149].
За последние годы производство товаров народного потребления сократилось более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и перепрофилированием ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, появлением на потребительском рынке России высококачественных импортных изделий.
Основное производство товаров длительного пользования сосредоточено в европейской части страны, где Центральный, Поволжский, Уральский и Северо-Западный районы дают почти 2/3 общероссийского выпуска.
Мебельная промышленность имеет более свободный характер размещения и тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли представлены во всех экономических районах России, выделяются столичные и крупные промышленные центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась в малолесных районах европейской части страны, что было обусловлено концентрацией здесь потребителей продукции. Способствовало этому и изменение сырьевой базы: больше стали использоваться древесностружечные плиты, полимерные материалы с улучшенными декоративно-художественными характеристиками. Ведущими районами производства мебели остаются Центральный, Северо-Кавказский и Северо-Западный, надолю которых приходится почти выпуска продукции отрасли.
Крупнейшим районом является Центральный: более 1/5 выпуска товаров, более всего (почти 2/5 изделий легкой промышленности и товаров длительного пользования (более ¼). Здесь сосредоточено значительное производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, трикотажа и обуви, телевизоров, мебели, холодильников и радиоприемников, мотоциклов и других изделий.
К районам высокой концентрации производства товаров народного потребления относятся также Урал, где производятся товары длительного пользования — мотоциклы, стиральные машины, радиоприемники, холодильники, а также шелковые ткани; Поволжье — легковые автомобили, холодильники, шелковые ткани; Северо-Запад — телевизоры, пылесосы, льняные ткани, трикотаж, обувь.
Другие районы европейской части и восточной зоны России, несмотря на достаточный уровень развития научно-технической базы и наличие трудовых ресурсов, не обеспечивают собственных потребностей и вынуждены ориентироваться на поставку продукции из других районов и из-за рубежа.
В новых условиях российская экономика должна представлять динамичный механизм, приспособленный к колебаниям рынка, сбалансированный по производству средств производства и предметов потребления. Структурная перестройка российской промышленности нацелена на развитие производства товаров группы Б, которая должна составлять не менее 50% в общей доле промышленности. Это требует огромных инвестиций, устранения диспропорций в размещении производства товаров народного потребления и улучшения их ассортиментнокачественной характеристики [3, с.87].
Увеличение производства потребительских товаров связано с выводом экономики страны из глубокого экономического кризиса и проведением широкого круга мероприятий, направленных на развитие предприятий отечественной промышленности, выпускающих изделия массового спроса. Важнейшие задачи — укрепление сырьевой базы легкой промышленности; обновление морально и физически устаревшего оборудования при всемерном развитии собственного машиностроения по выпуску оборудования для этих отраслей, главным образом на предприятиях ВПК; широкое использование передовых технологий; быстрое реагирование на изменение конъюнктуры внутреннего рынка; выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым аналогам; привлечение российских и иностранных инвестиций при активном проведении протекционистской политики со стороны государства.