Психология торговли как научно-практическая дисциплина.
Предмет изучения, задачи, особенности
Психические явления, возникающие при взаимодействии людей, исследуются социальной психологией. Разработка психологических рекомендаций по организации торговой сети и ее размещению; Изучение динамики спроса и путей активного воздействия на его формирование и развитие; Выработка психологических критериев для оценки культуры торговли и ряд других. Разработка психологических аспектов научной… Читать ещё >
Психология торговли как научно-практическая дисциплина. Предмет изучения, задачи, особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психология торговли является одной из отраслей психологии — науки, изучающей закономерности психики.
Психика — это отражение мозгом реальной действительности. Разнообразные явления психики делятся на три основные группы:
- — психические процессы;
- — психические состояния;
- — и психические свойства.
Психология — сложная, разветвленная наука, представляет систему отдельных и в то же время тесно связанных между собой отраслей знаний. В центре этой системы находится общая психология, изучающая основные закономерности психической деятельности.
Психические явления, возникающие при взаимодействии людей, исследуются социальной психологией.
Психологическую суть основного вида деятельности человека — труда рассматривает психология труда.
Целый ряд прикладных отраслей психологии связана с изучением психологических особенностей различных видов деятельности (психология спорта, научного и художественного творчества, инженерная, педагогическая, медицинская, юридическая, летная и космическая, военная психология и др.). Такой прикладной отраслью психологии является и психология торговли.
Психология торговли — выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п.
В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т. д.).
В задачи психологии торговли относятся:
- а) изучение динамики спроса и путей активного воздействия на его формирование и развитие;
- б) исследование психологических факторов воздействия на покупателей моды, рекламы, организации продажи товаров, оформление интерьеров магазинов;
- в) разработка психологических аспектов научной организации труда в торговле;
- г) разработка психологических рекомендаций по организации торговой сети и ее размещению;
- д) выработка психологических критериев для оценки культуры торговли и ряд других.
Стержневым задачей торговой психологии является изучение поведения и взаимоотношений продавцов и покупателей.
В решении всех перечисленных задач психология торговли опирается на достижения общей и социальной психологии, психологии труда и ряда других родственных и смежных наук.
Психология торговли не только использует достижения других наук, но и своими данными обогащает некоторые из них. Наблюдения, полученные в условиях торговли, могут быть использованы в других сферах для объяснения явлений, аналогичных тем, которые встречаются в торговле, особенно если эти явления выражены слабее или завуалированные дополнительными обстоятельствами.
Так, ряд особенностей общения, присущих торговли, удается проследить и в других отраслях сферы обслуживания.
Роль вероятностного прогноза в оценке ситуации, отчетливо проявляется в поведении покупателя, прослеживается и при других обстоятельствах, далеких от торговли. Принципы преодоления и предотвращения конфликта, выработанные для торговой практики, с успехом могут найти применение во многих случаях жизни. Перечень этих примеров может быть продолжен.