Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Рынок упаковочных материалов: участники, основные тенденции развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно рассмотреть соотношение между потребительской и промышленной тарой/упаковкой. В последние годы это соотношение менялось: так, доля потребительской упаковки, которая продается вместе с товаром непосредственно конечному потребителю, еще 10 лет назад составляла всего лишь около 10% от общего объема рынка. Потребление упаковки производственными предприятиями было несоизмеримо более высоким… Читать ещё >

Рынок упаковочных материалов: участники, основные тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индустрия упаковки занимает в мировой экономике одно из важнейших мест в мировой экономике. В развитых странах упаковочный бизнес входит в число крупнейших как по объемам производства, так и по занятости в нем населения. Сфера упаковки оказывает большое влияние на качество жизни населения, и ее состояние во многом может служить критерием оценки экономического и социального развития страны[6]. В течение первого десятилетия XXI века мировой рынок тары и упаковки рос со средним темпом в 4,5%, в 2010 году превысил 580 млрд долларов США и, по оценкам экспертов отрасли, по итогам 2011 года достигнул 600 млрд долларов США. Несмотря на то, что этот рост был несколько меньшим, чем рост мирового ВВП в целом, рынок увеличивался стабильно и постоянно — даже финансовый кризис привел лишь к снижению среднегодового темпа роста до 3,5%, причем уже в 2010 году наблюдались признаки оживления рынка[8].

Определяющим фактором развития рынка является рост рынков потребительских товаров повседневного спроса (FMCG). Основным сегментом является продовольственный (как еда, так и напитки), доля которого за десятилетие выросла почти до 60%. Стоит отметить, что отчасти этот рост был вызван уменьшением потребления упаковки в промышленности, доля которой в конце десятилетия сокращалась.

Упаковка из бумаги и картона продолжает оставаться наиболее распространенной на мировом рынке, хотя ее доля за десятилетие и сократилась примерно на 1 п.п. На втором месте находится полимерная, а также пластиковая упаковка, причем доля последней за десятилетие заметно увеличилась, и в последнее время это самый активно развивающийся сегмент рынка. Затем стеклянная упаковка, доля которой составляет 14%. Четвёртое место металлическая упаковка. В структуре мирового рынка в стоимостном выражении она потеряла за 6 лет около 2%. Доля гибкой пластиковой упаковки в 2010 году составляла около 12%, но продолжает сокращаться из-за более низкого темпа ее роста (см. Приложение А).

Крупнейшим рынком тары и упаковки за время всего его существования, как такового, остаются США[8].

Динамику рынка тары и упаковки рассмотрим на примере России, т.к. российский рынок также является одним из наиболее динамично развивающихся. Его динамика напрямую связана с ситуацией в потребляющих отраслях — прежде всего, в пищевой промышленности, на долю которой приходится около 50% рынка упаковки в целом и 70% рынка потребительской упаковки (значимость упаковки по отраслям промышленности и динамику см. в Приложении Б, В).

Компанией «Маркет Аналитика», даны следующие оценки российского рынка упаковки 2004;2009 годов (к сожалению, данные на 2012;2013гг. не найдены):

График 1 — Оценки российского рынка упаковки 2004;2009.

Рынок упаковочных материалов: участники, основные тенденции развития.

В 2012 году объём российского производства упаковки из картона составил 5,08 млн. тонн, что на 390% выше уровня 2011 года (см. Приложение Г). В 2012 году объём импорта картонно-бумажной тары и упаковки составил в стоимостном выражении $ 611,5 млн. В структуре импорта наибольшую долю занимает товарная группа «картонки, ящики и коробки из не гофрированной бумаги или картона». В 2012 году в объёме импорта в натуральном выражении доля этой товарной группы составила 18%.

По итогам января-июня 2012 года объём российского производства упаковки из картона составил 764,23 тыс. тонн, что на 26% выше уровня аналогичного периода 2011 года, когда отечественными производителями было выпущено 608 тыс. тонн упаковки из картона (см. Приложение Д).

Ёмкость российского рынка тары и упаковки по итогам 2006 года составила 57,7 млн тонн или 25,3 млрд долларов, а к 2008 году эти цифры увеличились соответственно до 70 млн тонн и 30 млрд долларов (см. Приложение Е).

Интересно рассмотреть соотношение между потребительской и промышленной тарой/упаковкой. В последние годы это соотношение менялось: так, доля потребительской упаковки, которая продается вместе с товаром непосредственно конечному потребителю, еще 10 лет назад составляла всего лишь около 10% от общего объема рынка. Потребление упаковки производственными предприятиями было несоизмеримо более высоким. Тем не менее, к 2005 году ситуация изменилась, и доля потребительской упаковки достигла уже 20−22%, а в настоящее время — около 50%. Это объясняется ростом внимания поставщиков различной продукции к товару в индивидуальной упаковке. Такой упаковки становится все больше, так как она является одним из факторов, повышающих конкурентоспособность продукции. Так, например, еще несколько лет назад хлеб в основном продавался без упаковки, а сейчас он реализуется преимущественно в полиэтилене.

Рынок потребительской упаковки имеет более высокие темпы роста, чем рынок упаковки в целом. Если, по оценкам экспертов, наиболее вероятные ежегодные темпы роста для рынка упаковки в целом составляют 10−12% в стоимостном выражении, то для рынка потребительской упаковки этот показатель составляет уже около 15−16%. В 2008 году ёмкость рынка потребительской тары и упаковки превысила показатели 2003 года более, чем в 2 раза (см. Приложение В).

Рассматривая объем импорта тары/упаковки в натуральном и стоимостном выражении, можно отметить, что в настоящее время спрос почти полностью удовлетворяется за счет внутреннего производства. На долю импорта приходится всего лишь 3,2 и 1,1% всей представленной на российском рынке тары и упаковки в стоимостном и натуральном выражении соответственно. Эти доли, вряд ли, увеличатся в ближайшие годы.

В то же время, как показывает анализ данных Государственного таможенного комитета (ГТК), российский импорт упаковочных материалов пока существенно превышает экспорт. Отечественные производители уже практически полностью обеспечивают отечественный рынок, но они еще не очень широко представлены на рынках соседних государств. Основные поставки осуществляются в Казахстан и на Украину — соответственно на сумму в 30−40 и 20−25 млн долларов в год. Также российская упаковка поставляется в Азербайджан, Узбекистан и Германию — ежегодно 3−5 млн долларов в каждую из этих стран.

В 2003 году произошел значительный рост объема экспорта российских упаковочных материалов в натуральном выражении (см. Приложение Г). Это было связано с опережающими темпами развития отрасли в России, по сравнению со странами-импортерами. Затем, в 2004 году, экспорт немного снизился, а в 2005;м снова оказался на уровне 2003 года. Что касается объема экспорта в стоимостном выражении, то он увеличивался вплоть до 2004 года, а в 2004;2005 годах стабилизировался (см. Приложение Г). Некоторое снижение объема экспорта в 2004 году объясняется ростом цен на упаковку. Однако в 2005 году стоимость поставляемой продукции была уже ниже, с чем и связано восстановление объема поставок.

Также, надо отметить, что различные проблемы упаковки в последнее время все больше привлекает внимание общественности в ведущих странах мира. К главным из таких проблем следует отнести следующие:

  • 1. Чрезмерная стоимость упаковки. Критика стоимости упаковки связана с тем, что она является причиной увеличения цены товара, что не редко стоимость упаковки превышает стоимость содержащегося в ней товара, что внешняя упаковка обычно рассчитана на разовое пользование и предназначается «на выброс».
  • 2. Отражение истины на упаковке и в маркировке. Эта группа проблем включает, в частности, разнобой в размерах и формах упаковки, в указании сроков хранения и годности продукции; наличие лживой и вводящей в заблуждение информации при указании цены, сортности, а также процентного состава основных компонентов. В данной связи в США, например, еще в 1996 г. был принят Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров.
  • 3. Загрязнение окружающей среды, например, по данным американских специалистов, около 40% всех твердых отходов составляет в США выброшенная упаковка, которая создает проблему утилизации твердых отходов, стоящую огромных затрат. В России эта цифра составляет порядка 20%. Еще более остро стоит вопрос о создании экологически чистой упаковки.
  • 4. Использование дефицитных ресурсов. Упаковка часто производится из материалов, в которых ощущается нехватка (бумага, дерево, алюминий и др.), с необоснованной растратой энергоресурсов в условиях постоянного роста стоимости энергоносителей. Это относится, например, к производству необоротной стеклотары.

Лидеры мирового рынка упаковки Мировая упаковочная индустрия высоко фрагментирована, в ней действуют порядка 100 тыс. компаний с 5 млн. работников. 100 крупнейших компаний дают не более 45% оборота отрасли, на 20 ведущих компаний приходится 25%.

У четверти компаний, входящих в сотню лидеров, производство упаковки является частью бизнеса; они также производят сырье для упаковки, получая тем самым более высокую добавленную стоимость. Это представители лесной и целлюлозно-бумажной промышленности International Paper Company, Weyerhaeuser Company, Georgia-Pacific Corporation и др.; производители алюминия и алюминиевой продукции — Alcan и Alcoa; производители стекла и стройматериалов, крупнейший среди которых — Compagnie de Saint-Gobain.

Другую группу образуют компании, производящие как упаковку, так и оборудование для ее производства. Это Tetra Pak Group, входящая в холдинг Tetra Laval, Toyo Seikan, Kloeckner, SIG Holding и др.

Из потребителей упаковочной продукции ее производство в значительных объемах ведет лишь американский пивной гигант Anheuser-Busch, — не только крупнейший производитель алюминиевых банок, но и самый крупный в мире их переработчик. Серьезными активами в упаковочной индустрии обладают полиграфические компании — например, Toppan Printing, M-real, Bemis.

В упаковочной индустрии насчитывается более 50 компаний с объемом продаж свыше $ 1 млрд., 60% из них — американские фирмы.

По показателям TP-index, отрасль выглядит как «устойчивый середняк», воспроизводя значения большинства компаний реальной экономики. Как и прочие «производственные» направления бизнеса, компании упаковочной отрасли заметно отстают от медианы рейтинга Fortune-500, вершинные значения которого сформированы финансовыми и страховыми институтами.

Лидер отрасли по показателю TP-index — шведский Tetra Pak, пионер в разработке уникальных упаковочных технологий. Вслед за ним — Amcor Limited. За ними идет группа компаний, специализированная на производстве вошедшей в моду пластиковой пищевой упаковки (см. Приложение И).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой