Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Исследование: отличие от других видов деятельности, типы и характеристики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий; Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях; Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним… Читать ещё >

Исследование: отличие от других видов деятельности, типы и характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование — это целенаправленное познание какого-либо объекта с целью получения информации о законах его развития и функционирования для дальнейшего использования этой информации в теории или на практике.

Исследование может включать:

  • · распознавание проблем и ситуаций;
  • · определение их происхождения;
  • · выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  • · установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • · нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:

  • · содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
  • · устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
  • · исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
  • · исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

А созданные до него средства исследования не являются адекватными проблеме. Это противоречие — источник творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска. Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно по матрице типологического анализа. Она представляет собой отображение различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности. В практике управления встречаются все эти типы исследований (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Типы исследований в зависимости от критерия типологического выбора

Критерии типологического выбора.

Типы исследований.

Участие персонала.

индивидуальное.

коллективное.

Организованность.

спонтанная.

организованная.

Цель исследования.

практическая.

научно-практическая.

Степень научности.

эмпирическая, прагматическая.

привлечение научного аппарата.

Информационное обеспечение.

на основе внутренней информации.

концептуальное информационное обеспечение.

Ресурсы.

незначительные.

значительные.

Время.

непродолжительное.

продолжительное.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

  • · методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
  • · организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
  • · ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
  • · объект и предмет исследования. Объектом, как правило, является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем или некая структура (подразделение, предприятие, отрасль, национальное хозяйство). А предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;
  • · тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
  • · потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
  • · результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
  • · эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

  • · при совершенствовании системы управления действующей организации;
  • · при разработке системы управления вновь создающейся организации;
  • · при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
  • · при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.

Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой