Исследование: отличие от других видов деятельности, типы и характеристики
Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий; Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях; Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним… Читать ещё >
Исследование: отличие от других видов деятельности, типы и характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование — это целенаправленное познание какого-либо объекта с целью получения информации о законах его развития и функционирования для дальнейшего использования этой информации в теории или на практике.
Исследование может включать:
- · распознавание проблем и ситуаций;
- · определение их происхождения;
- · выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- · установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
- · нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:
- · содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
- · устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
- · исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
- · исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
А созданные до него средства исследования не являются адекватными проблеме. Это противоречие — источник творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска. Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно по матрице типологического анализа. Она представляет собой отображение различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности. В практике управления встречаются все эти типы исследований (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Типы исследований в зависимости от критерия типологического выбора
Критерии типологического выбора. | Типы исследований. | |
Участие персонала. | индивидуальное. | коллективное. |
Организованность. | спонтанная. | организованная. |
Цель исследования. | практическая. | научно-практическая. |
Степень научности. | эмпирическая, прагматическая. | привлечение научного аппарата. |
Информационное обеспечение. | на основе внутренней информации. | концептуальное информационное обеспечение. |
Ресурсы. | незначительные. | значительные. |
Время. | непродолжительное. | продолжительное. |
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
- · методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
- · организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
- · ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
- · объект и предмет исследования. Объектом, как правило, является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем или некая структура (подразделение, предприятие, отрасль, национальное хозяйство). А предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;
- · тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
- · потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
- · результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
- · эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:
- · при совершенствовании системы управления действующей организации;
- · при разработке системы управления вновь создающейся организации;
- · при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
- · при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.
Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.