Разработка организационных мероприятий по совершенствованию механизма управления на предприятии
Для того чтобы руководители предприятий, менеджеры могли эффективно использовать достижения научно-технической революции и информатики, необходимо использовать управленческие инструменты, которые существенно помогают оптимально ввести в действие возможности, открываемые информационным прогрессом. На наш взгляд, наиболее эффективным и перспективным здесь является контроллинг. Именно он решает… Читать ещё >
Разработка организационных мероприятий по совершенствованию механизма управления на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для того чтобы руководители предприятий, менеджеры могли эффективно использовать достижения научно-технической революции и информатики, необходимо использовать управленческие инструменты, которые существенно помогают оптимально ввести в действие возможности, открываемые информационным прогрессом. На наш взгляд, наиболее эффективным и перспективным здесь является контроллинг. Именно он решает проблемы, возникающие в рамках информационной революции, будучи одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации по следующим обстоятельствам1:
- 1) контроллинг обеспечивает систематический и квалифицированный контроль функционирования всех звеньев предприятия в их взаимодействии и взаимозависимости относительно реализации мероприятий, намеченных планом, позволяет вскрыть недостатки планирования, содействовать их устранению посредством своевременного внесения коррективов;
- 2) использование на практике резервов контроллинга функционирования соответствующего подразделения предприятия существенно развивает творческий подход, экономическое мышление коллектива организации, ориентирует персонал на поиск и приведение в действие дополнительных резервов, на творчество и инициативу;
- 3) контроллинг повышает ответственность руководителей и персонала служб и подразделений предприятия за их деятельность, реализацию в установленные планом сроки всего намеченного. Он важный фактор, стимулирующий постоянное повышение квалификации работников, развитие способности работать с информацией;
- 4) использование контроллинга помогает руководителям и персоналу предприятия в максимальной мере и в относительно короткие сроки адаптироваться к условиям рынка, а также рационально использовать свои возможности, прежде всего в информационной сфере.
Проведение эффективных преобразований в системе управления предприятием возможно на основе разработанной системы контроллинга, которая представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 — Разработанная система контроллинга для ООО «Стомэл-К».
Создание системы контроллинга базируется на комплексном изменении его организационной структуры и системы управления в целях эффективного использования ресурсов и позволяет создать комплекс стратегических бизнес-единиц на основе разделения, соединения и организации новых структурных подразделений.
Цели, задачи и функции службы контроллинга, ее структура в большей степени, чем у других подразделений, зависят от ее позиционирования в структуре промышленного предприятия и характера взаимодействия с руководителями разного ранга. Такие подразделения, как отдел закупок, отдел кадров, бухгалтерия, цеха основного и вспомогательного производства, выполняют основные функции независимо от положения в организационной структуре предприятия, поскольку они, в отличие от службы контроллинга, не дают оценку деятельности ответственных лиц, выполняют понятные для работников предприятия функции, значимость которых в большинстве случаев не оспаривается, традиционно существуют на любом предприятии.
Следовательно, при разработке положения о службе контроллинга необходимо уделять внимание вопросам подчиненности, а также размещению службы в структуре предприятия.
Цель деятельности службы контроллинга — информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления предприятием.
Задачи службы контроллинга на предприятии:
- — организация и методическая поддержка процессов планирования и бюджетирования;
- — координация и методическая поддержка системы учета затрат и доходов;
- — разработка и совершенствование системы диагностирования отклонений;
- — разработка и совершенствование системы анализа отклонений;
- — предоставление аналитической информации руководителям всех уровней обеспечения эффективного управления предприятием в целом и его структурными подразделениями;
- — информационно-аналитическая и методическая поддержка инвестиционных проектов и инновационных процессов.
Для того чтобы ООО «Стомэл-К» мог быстрее и полноценнее использовать для повышения эффективности своей деятельности возможности контроллинга, необходимы последовательные действия, позволяющие в максимальной степени использовать те конкретные потенциалы, которыми располагает предприятие. Для этого рекомендуется алгоритм необходимых мероприятий (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 — Алгоритм выбора методов контроллинга для повышения результатов хозяйствования предприятия Возможная последовательность решения задач по формированию системы контроллинга в ООО «Стомэл-К»:
- 1 Формирование рабочей группы по разработке системы
- 1.1 Определение и утверждение концепции.
- 1.2 Утверждение концепции.
- 1.3 Определение задач и функций рабочей группы.
- 1.4 Определение сроков рабочей группы.
- 1.5 Планирование деятельности рабочей группы.
- 1.6 Разработка и утверждение структуры рабочей группы.
- 1.7 Определение ответственности субъектов рабочей группы.
- 1.8 Разработка плана и бюджета рабочей группы.
- 1.9 Организация разработки.
- 2. Планирование деятельности.
- 2.1 Составление планов расходов по направлениям, по подразделениям.
- 2.2 Разработка платежного календаря.
- 2.3 Планирование финансовых результатов.
- 2.4 Определение плановой прибыли по направлениям деятельности.
- 2.5 Расчет ожидаемой суммы платежей в бюджет.
- 2.6 Разработка методики налогового планирования на предприятии.
- 2.7 Разработка сводного плана доходов и расходов.
- 2.8 Разработка сводного финансового плана.
- 3. Управленческий учет.
- 3.1 Приведение учетной политики предприятия в соответствие требованиям управленческого учета.
- 3.2 Разработка методики оперативного учета затрат.
- 3.3 Разработка и внедрение системы управленческого учета по продуктам, бизнесам, направлениям деятельности.
- 3.4 Организация работы подразделений.
- 3.5 Приведение организационной структуры в соответствие целям, задачам и функциям предприятия.
- 3.6 Разработка положений об организационной структуре и структурных подразделениях.
- 3.7 Разработка должностных инструкций.
- 3.8 Разработка системы показателей работы компании — подразделения — сотрудника.
- 3.9 Внедрение системы контроля и мотивации персонала.
- 3.10 Система внутреннего документооборота и отчетности.
- 3.11 Положение о стимулировании.
- 4. Разработка системы анализа показателей эффективности работы по подразделениям и по направлениям.
- 4.1 Финансовые (экономическая эффективность, финансовая устойчивость, платежеспособность, уровень безубыточности, др.)
- 4.2 Работы с клиентами (качество продукта и удовлетворенность покупателя, доля рынка, динамика объемов реализации, цен, текучесть клиентской базы и пр.).
- 4.3 Уровня технологии и отражения производственного процесса.
- 4.4 Состояния внешней среды ведения бизнеса.
- 4.5 Качества персонала.
- 4.6 Динамики и тенденции изменения показателей.
- 4.7 Отклонения от плановых показателей и анализ причин отклонений.
- 5. Организация работы финансово-экономической и контрольно-аналитической служб.
- 5.1 Создание контрольно-аналитического подразделения обеспечивающего решение вопросов развития, текущего контроля и предоставления руководству наиболее объективной информации.
- 6. Автоматизация процессов управления.
- 6.1 Планирование доходов и расходов, движения денежных средств.
- 6.2 Планирование предстоящих налоговых платежей.
- 6.3 Оперативное формирование сводок о текущем состоянии показателей деятельности предприятия.
- 6.4 Анализ финансовых показателей за период и план/фактных отклонений.
- 6.5 Внутренний документооборот и отчетность.
- 6.6 Комплексные и модульные автоматизированные системы управления предприятием, полностью интегрированные с системой бухгалтерского учета.
Планово-экономический отдел является основным органом планирования деятельности ООО «Стомэл-К» и занимается анализом и расчетами, направленными на повышение экономической эффективности производства, поэтому данная служба должна подчиняться контроллеру. (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 — Организационная структура предприятия с учетом рекомендаций Взаимодействие службы контроллинга с другими подразделениями определяется в каждом случае на основе задач и функций, выполнение которых возложено на нее руководством предприятия.
Данные единого бухгалтерского учета входят в информационную систему контроллинга наряду с нормативной, плановой, маркетинговой информацией, обеспечивая любые потребности управленческих служб в достоверных сведениях об управляемом объекте.
Основные права работников службы контроллинга:
- — получать информацию от руководителей и сотрудников подразделений предприятия, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей;
- — осуществлять связь с другими предприятиями и фирмами по вопросам, входящим в компетенцию службы;
- — давать обязательные для подразделений указания по методикам планирования, учету затрат и анализу;
- — вносить предложения руководству предприятия о критериях и методах расчета вознаграждения работников за активную работу по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Руководитель службы контроллинга отвечает:
- — за правильность применения методов, методик, инструментов и, позволяющих получить достоверную и объективную информацию о деятельности предприятия и его подразделений;
- — своевременность процедур, установленных регламентом;
- — неразглашение конфиденциальной информации;
- — невыполнение в полном объеме обязанностей и неиспользование прав согласно должностной инструкции.
Степень ответственности работников службы контроллинга в положении о службе контроллинга, как правило, не регламентируется, а устанавливается должностными инструкциями.
Внутренний обмен информацией центра контроллинга представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Внутренний обмен информацией центра контроллинга.
Сектор оперативного экономического планирования. | |||||
Представляет. | Форма. | Периодичность. | Получает. | Форма. | Периодичность. |
Главный инженер | |||||
Измененный план технического перевооружения производства на месяц Рекомендации по корректировке плана производства на год. | Ежемесячно Ежегодно. | План по новой технике Пояснительную записку к годовому отчету по разделу «Научно-технический прогресс». | Ежегодно Ежегодно. | ||
Отдел главного технолога (ОГТ). | |||||
Корректировки по плану производства на месяц Анализ прогноза плана производства на год. | Ежемесячно Ежегодно. | Сводные нормы расхода материалов на выпускаемую продукцию Извещение об изменениях в нормах расхода материалов. | Ежедневно Ежеквартально. | ||
Производственные цеха. | |||||
Анализ прогноза план производства на месяц Предложения по направления экономии затрат на производство. | Ежемесячно Ежегодно. | Сводные нормы расхода материалов на литье Спецификации на литье. | Ежегодно По запросу. | ||
Отдел механизации и автоматизации (ОМА). | |||||
Оценку плана производства. | По мере открытия заказа. | Нормы расхода. | По запросу. | ||
Отдел технического контроля (ОТК). | |||||
Анализ затрат на качество. | Ежемесячно. | Отчет о затратах на обеспечение качества. | Ежемесячно. | ||
Отдел информационных технологий (ОИТ). | |||||
Техническое задание о формах предоставления информации для решения задач. | По запросу. | Методическую помощь в переводе счетной работы на компьютер | По запросу. | ||
Отдел кадров (ОК). | |||||
Заявки на специалистов. | Предложения кандидатур на вакантные должности. | По запросу. | |||
Бухгалтерия. | |||||
Откорректированную плановую себестоимость на выпущенную продукцию за отчетный месяц Нормативные калькуляции Плановые размеры накладных расходов. | Ежемесячно Ежемесячно Ежемесячно. | Фактическую себестоимость товарной продукции за отчетный период Фактическую себестоимость по калькуляционным статьям за отчетный период. | Ежемесячно Ежемесячно. |
Процесс внедрения системы контроллинга на предприятии начинается с принятия решения о ее разработке.
Благоприятным моментом для начала контроллинга становится появление первых сигналов (индикаторов) о возможных рисках. Речь идет как о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках.
Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при внедрении системы контроллинга является наличие финансовых и людских ресурсов. Необходимо учитывать также психологический климат в коллективе, складывающийся на момент принятия решения. Гораздо проще начать процесс разработки и внедрения системы контроллинга при устойчивом финансовом состоянии предприятия, а, следовательно, в благоприятный с психологической точки зрения момент.
После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, формируется инструментальная база контроллинга. Создание службы контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом.
Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям. В первую очередь разрабатываются следующие инструменты:
- — системы планирования и бюджетирования (имеется в виду как стратегическое, так и оперативное планирование);
- — методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам;
- — методы расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
- — система отчетности, ориентированная на конкретных пользователей внутри предприятия;
- — методика расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
- — методика анализа отклонений плановых и фактических показателей.
Контроллеры должны уметь «продать» собственную продукцию конкретным пользователям, иначе применение разработанных инструментов в текущей деятельности менеджеров практически исключается.
Первым делом контроллеры должны показать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения.
Таким образом, контроллинг можно определить как современный и эффективный инструмент управления бизнесом. Но его внедрение на промышленном предприятии еще не гарантирует повышения его управляемости, поскольку решающее значение приобретают умелое использование потенциала контроллинга и разумное управление предприятия.