Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Структура бизнес-плана и порядок планирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Финансовое состояние предприятия. Необходимо рассмотреть финансовые результаты последних двух-трех лет деятельности предприятия, проанализировать тенденцию сбыта, пояснить причины появления особо высоких или низких показателей, пояснить тенденцию прибыльности, показать баланс между задолженностями и акционерным капиталом и др. Важным пунктом в этом разделе является кредитная история предприятия… Читать ещё >

Структура бизнес-плана и порядок планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стандартной формы бизнес-плана не существует, но во всех случаях он должен содержать характерную информацию, необходимую для принятия решения о возможности финансирования предприятия.

Каждый бизнес-план имеет свои особые черты в зависимости от того, в какой сфере начинает работать предприниматель, какой капитал он хочет получить от банка или инвестиционной компании.

Независимо от сферы деятельности и особенностей компании, готовящей бизнес-план, можно отметить несколько стандартных этапов, которые необходимо последовательно пройти при его разработке:

  • — определение цели написания бизнес-плана. Как правило, цель бизнес-плана определяется перечнем проблем, которые призван решить бизнес-план;
  • — четкое определение круга читателей бизнес-плана.Следует четко представлять, готовится ли бизнес-план для внутреннего использования персоналом предприятия или же он предназначен для изучения иными лицами, которых фирма хотела бы видеть в качестве своих инвесторов — будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты и др.;
  • — сбор информации, необходимой для написания бизнес-плана.На этом этапе необходимо выявить источники необходимой для разработки бизнес-плана информации и накопить определенный стартовый массив информации для начала работы над бизнес-планом;
  • — выбор структуры бизнес-плана и непосредственное написание текста пояснительной записки. Бэнгз Д. Г. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом» / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Финпресс», 2005. С. 78.

Предпринимателю, решившему начать подготовку бизнес-плана, предназначенного для получения внешнего финансирования (для контактов с партнерами), необходимо четко понять два таких важных момента:

  • — разработка бизнес-плана — длительный и трудоемкий процесс, что требует сосредоточения усилий всего персонала компании. Процесс разработки профессионально выполненного бизнес-плана занимает много времени и требует привлечения, как правило, нескольких квалифицированных специалистов;
  • — процесс принятия решения (время с момента подачи бизнес-плана на рассмотрение до принятия кредитором либо инвестором решения) о финансировании проекта требует довольно больших затрат времени. Букаяков М. И. Внутрифирменное планирование. Учебник — М.: Инфра-М, 2007. С.154

Для предпринимателя существует две альтернативы при разработке бизнес-плана: разработать бизнес-план своими силами либо привлечь для выполнения бизнес-плана консультантов-специалистов.

В процессе принятия решения по этому вопросу предпринимателю необходимо учитывать, что для разработки конкурентоспособного бизнес-плана его разработчик должен обладать полной и исчерпывающей информацией о деятельности компании, без этого бизнес-план не будет точно отражать состояние дел, и последствия реализации проекта по такому бизнес-плану могут быть катастрофическими для компании.

Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. В случае малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме. Бизнес-планы, предназначенные для внутреннего пользования (т.е. для планирования и прогноза деятельности предприятия), могут быть в чем-то упрощены.

Универсальной основой любого бизнес-плана, на которую могут накладываться различные дополнительные аспекты, являются следующие разделы:

  • 1) Краткое описание проекта.
  • 2) Описание компании (предприятия).
  • 3) Анализ рынка.
  • 4) Проект.
  • 5) План внедрения проекта.
  • 6) Приложения. Букаяков М. И. Внутрифирменное планирование. Учебник — М.: Инфра-М, 2007. С.90

Теперь рассмотрим подробнее рекомендованное содержание частей бизнес-плана.

Краткое описание проекта. Краткое описание проекта (резюме) составляется, как правило, уже после того, как закончена разработка всего бизнес-плана, однако размещается именно в начале документа. Оно должно содержать:

  • — цель проекта,
  • — структуру,
  • — финансовые потребности и преимущества проекта,
  • — график возврата заемных средств,
  • — резюме.

В резюме для того, чтобы заинтересовать потенциального партнера, необходимо доказать, что именно его дело будет иметь успех.

Аннотация — своеобразная визитка будущего дела, поэтому необходимо четко и убедительно изложить главные положения проекта. А именно: цель, то есть чем будет заниматься предприятие или организация (товар или услуга, и ее преимущество), сколько средств необходимо для деятельности предприятия или организации, финансовые прогнозы, прогноз спроса на продукцию или услуги, и почему предприниматель полагает, что его дело будет иметь успех.

В этом разделе представляется и общая информация:

— полное название и адрес предприятия;

— спонсоры проекта — фамилии людей, привлеченных к проекту и их координаты;

  • — место расположения;
  • — суть предлагаемого проекта (несколько фраз относительно цели проекта);
  • — обоснование проекта (кратко пояснить, почему проект будет иметь экономический резон);
  • — прогнозируемые финансовые результаты (описание общей стоимости проекта, ожидаемых результатов проекта и сроков погашения займов);
  • — краткое описание рынка (описание рыночных возможностей, которые будет использовать проект и главный аргумент — почему проект будет успешным, несмотря на имеющиеся товары и услуги, удовлетворяющие потребности избранного сегмента рынка).

Описание компании (предприятия). В этом разделе необходимо подробно описать предприятие, чтобы убедить инвестора либо потенциального партнера, что компания дееспособна, имеет налаженное производство и способна приносить прибыль.

В этом разделе приводятся:

  • — общее описание компании, и ее коммерческой деятельности. Дата создания компании, и ее юридическая форма; что компания изготовляет и (или) какие услуги оказывает; краткая история предприятия; владельцы и акционеры, количество работников; сбыт, прибыль и объем производства за прошедшие два-три года;
  • — управленческий аппарат и персонал. Необходимо предоставить: краткую характеристику менеджеров, период их работы в компании, образование, квалификация и опыт работы в данной отрасли;
  • — основные группы производимых продуктов и услуг. Следует описать основные группы продуктов или услуг, которые компания изготовляет и реализует, место компании на рынке; охарактеризовать главных клиентов компании; описать динамику сбыта товаров и услуг на протяжении последних двух-трех лет деятельности.

Маркетинг — описать схему распространения товаров; принципы ценообразования; рекламную деятельность фирмы; методы стимулирования продажи; сервисные услуги компании (гарантийное обслуживание и др.); формирование компанией общественного мнения.

Структура и производство компании. Описание инфраструктуры включает территорию, описание земли и сооружений; оборудование (количество, тип, техническое состояние, возраст и степень износа); балансовую и остаточную стоимость, а также рыночную цену помещений и оборудования компании; наличие сертификатов, специальных разрешений и лицензий.

Производство компании. В этом разделе необходимо в общих чертах осветить процесс производства основной продукции компании, а также дать ответ на следующие вопросы: где будет изготавливаться товар (на действующем предприятии либо это будет новое предприятие); каковы производственные возможности предприятия; где, в каком количестве, по каким ценам необходимо приобретать сырье и материалы, какова репутация поставщиков сырья, их опыт работы; наличие производственных отходов, токсичных веществ и их размещение. Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать состояние дел с упреждением на 2−3 года. В заключительной части этого раздела необходимо найти место для расчета размеров расходов на охрану окружающей среды, так как это является необходимым условием дальнейшего претворения бизнес-плана в действующее предприятие.

Финансовое состояние предприятия. Необходимо рассмотреть финансовые результаты последних двух-трех лет деятельности предприятия, проанализировать тенденцию сбыта, пояснить причины появления особо высоких или низких показателей, пояснить тенденцию прибыльности, показать баланс между задолженностями и акционерным капиталом и др. Важным пунктом в этом разделе является кредитная история предприятия. Следует написать, получало ли предприятие раньше (на протяжении последних двух-трех лет) кредиты, если получало, то какие суммы, в каких кредитных учреждениях, на какой срок, были ли кредиты возвращены своевременно, имеет ли компания задолженности по кредитам на данный момент и др. Существенную роль для получения нового кредита могут сыграть отзывы и рекомендации кредитных организаций, с которыми компания сотрудничала ранее. Такие документы, как правило, включаются в бизнес-план.

Выводы. Необходимо подчеркнуть сильные стороны компании, ее слабые стороны и возможные пути их устранения.

Рынок. В этом разделе проводится анализ состояния отрасли, в которой фирма намерена работать.

Типичный процесс исследования рынка включает четыре этапа:

  • — определение необходимой информации для анализа;
  • — поиск и сбор данных;
  • — анализ данных;
  • — план мероприятий, позволяющих использовать эти данные.

Важно правильно сформулировать идею проекта с учетом действительного состояния дел в отрасли, чтобы инвестор положительно оценил шансы нового предприятия по сравнению с другими. Для этого в бизнес-плане рекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущего положения дел в сфере деятельности и определить тенденции ее развития.

Разрабатывая прогноз потребления, необходимо определить, который из клиентурных рынков будет заинтересован в товаре. Таких рынков может быть пять:

  • — потребительский рынок — отдельные лица и хозяйства, которые могут приобретать товары и услуги для личного пользования;
  • — рынок изготовителей — предприятия, покупающие товары и услуги для использования в процессе производства;
  • — рынок посредников — предприятия, покупающие товары и услуги с целью их перепродажи;
  • — рынок государственных учреждений-организаций, покупающих товары и услуги с целью их использования в сфере коммунальных услуг;
  • — международный рынок — зарубежные покупатели, включая зарубежных потребителей, изготовителей, посредников и государственные учреждения.

Необходимо провести сегментирование рынка, то есть определить ту группу потребителей, на которую ориентирован товар. Основанием для сегментирования являются определенные признаки: потребности, уровень доходов, географическое расположение, потребительские признаки.

Желательно описать недавнюю историю рынка, на котором работает компания, а также дать приблизительную текущую и прогнозированную (на 2−3 года) емкость рынка в товарном и денежном выражении. Необходимо описать сегодняшнее состояние рынка в таких сферах, как рыночный спрос, включая платежеспособность и поведение основных групп клиентов; рыночные поставки необходимых товаров, включая самые типичные каналы распространения; основные типы товаров, политика цен и платежей.

Следует определить любые политические, экономические, технологические и социальные тенденции, которые могут существенно повлиять на состояние рынка в ближайшие 2−3 года, а также спрогнозировать результат влияния этих тенденций.

В этом разделе следует произвести анализ конкурентов компании: определить основные типы конкурентов (прямые конкуренты, потенциальные конкуренты, товары-субституты), для каждого типа назвать конкретных конкурентов, дать их краткую характеристику, выявить основные сильные и слабые стороны.

Риски. Необходимо рассмотреть основные возможности, которые могут быть основой успеха проекта, а также основных угроз, связанных с рыночной средой, и указать, как можно уменьшить их влияние.

Сущность предлагаемого проекта. Раздел «Описание проекта» дает возможность предпринимателю убедить инвестора в том, что:

  • — проект имеет смысл;
  • — проект будет приносить прибыль;
  • — хорошее знание той ту сферы, в которой намерены работать;
  • — продуманы все факторы, влияющие на проект;
  • — действующий бизнес пребывает в удовлетворительном состоянии;
  • — будут учтены интересы партнеров и инвесторов.

Описание и логическое обоснование проекта. Необходимо описать идею проекта: его цель и сферу деятельности, в которую предлагается внедрить проект; какую продукцию или товар Вы будете выпускать, какие услуги оказывать, либо какую деятельность осуществлять (изготавливать новую продукцию, улучшать существующую продукцию, улучшать деятельность, покупать и продавать, модернизировать предприятие, помещения и оборудование), дать логическое обоснование проекта, то есть пояснить, в чем этот план имеет смысл.

Назначение средств и источники финансирования проекта. В этом разделе необходимо изложить план получения средств для создания или расширения предприятия, то есть указать: сколько необходимо средств для реализации данного проекта; источники получения средств; ожидаемый срок возврата вложенных средств и получения инвесторами прибыли.

Дайте краткое описание стоимости проекта по таким категориям:

  • — новые закупки (земля, помещения и сооружения, включая транспортирование, страхование, установку и строительство);
  • — улучшение инфраструктуры;
  • — увеличение оборотных средств (начальные расходы, дополнительные запасы сырья и готовых изделий, новые административные расходы и расходы на маркетинг и сбыт);
  • — непредвиденные расходы проекта (приблизительно 15−20% суммы первых трех категорий расходов).

Если предприятие планирует покупку оборудования, необходимо дополнительно указать его количество, тип, изготовителя оборудования, а также у кого и на каких условиях оно будет приобретено.

Особое внимание следует уделить источникам, за счет которых будет осуществляться финансирование проекта. Источники необходимо распределить на несколько категорий, например:

  • — собственные денежные средства компании (наличные и планируемые);
  • — внешнее финансирование (денежные и товарные кредиты, инвестиции).

Условия финансирования и залог. Рассматривая условия финансирования проекта, следует точно указать объем необходимого кредита, а также подробно разработать графики его получения и погашения.

Необходимо определить:

  • — условия кредитования: сумма необходимого кредита; график погашения кредита; срок кредита или займа; процентная ставка; льготный период для погашения кредита (займа); условия выплаты основной суммы займа и процентов;
  • — рыночная стоимость залогового обеспечения, которое предлагается для гарантирования займа, по результатам экспертной оценки имущества.

Прибыльность проекта. Этот раздел бизнес-плана разрабатывается с целью обобщения картины предварительных составных частей плана, однако представляет их в оценочном выражении. Расчеты финансового плана позволяют прийти к выводу о реальности проекта с экономической точки зрения. Это также позволит предвидеть проблемы и сравнить реальный ход дел с запланированным.

Чаще всего прогноз делается на три года, причем на первый год дается помесячная разбивка, на второй — поквартальная, а за третий год представляются общие результаты за 12 месяцев.

Раздел включает в себя несколько документов, а именно:

  • — прогноз объема реализации;
  • — прогнозированный отчет о доходах предприятия;
  • — прогнозированный баланс;
  • — отчет о движении денежных средств;
  • — динамика изменения основных финансовых коэффициентов.

Прогноз объема реализации дает представление о той части рынка, на которую рассчитывает предприятие. Этот документ составляется на основании изучения ситуации на рынке.

Отчет о доходах предприятия содержит:

  • — поступления от продажи товаров (реализации услуг);
  • — расходы на производство товаров;
  • — общепроизводственные расходы (по видам);
  • — отчисления в бюджет;
  • — чистая прибыль.

Отчет о движении денежных средств — это документ, при помощи которого можно оценить движение средств при реализации проекта с разбивкой по времени (а именно: сколько средств необходимо к началу реализации и при выполнении работы). Главная цель этого отчета — убедиться в возможности обеспечения синхронности поступления и расходования денег, а также проверить возможность ликвидности дела в случае необходимости.

Динамика изменения основных финансовых коэффициентов показывает, как изменяются в процессе реализации проекта основные финансовые коэффициенты:

  • — коэффициент валовой прибыли;
  • — коэффициент операционной прибыли;
  • — коэффициент чистой прибыли;
  • — коэффициент быстрой ликвидности;
  • — коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств;
  • — коэффициент погашения кредиторской задолженности и др.

Следует подробно описать допущения, в соответствии с которыми Вы разрабатывали прогноз базового варианта реализации проекта, подробно рассмотреть показатели прибыльности и показатели ликвидности проекта.

Расчет точки безубыточности проекта. (Желательно произвести расчет точки безубыточности проекта в товарном и денежном выражении).

Оценка риска. О риске проекта необходимо говорить, так как:

  • — это покажет кредитору, что Вы реально оцениваете ситуацию;
  • — это поможет Вам предвидеть риск и уменьшить его;
  • — это будет способствовать пониманию кредитора, что Вы в состоянии выходить из трудных условий. Уткин Э. А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2006. С. 94.

Для большинства небольших проектов анализ рынка проводится строго экспертными методами, то есть способом оценивания. Важнейшее в этом случае — умение разработчика бизнес-плана заранее предвидеть все возможные виды риска. Риски можно квалифицировать по источникам возникновения — хозяйственный, связанный с личностью человека, и связанный с природными факторами. Спектр рисков весьма широк — от пожаров, землетрясений, межнациональных конфликтов до обесточивания оборудования и т. д.

Исходя из определенной вероятности возникновения нежелательных ситуаций, необходимо построить деятельность таким образом, чтобы как можно уменьшить риск и зависимые от него потери в будущем.

Необходимо также произвести так называемый анализ чувствительности проекта. Он состоит в том, что кроме прогнозируемых финансовых результатов, рассчитанных для базового варианта, производится такой же самый расчет еще для двух крайних случаев:

  • — расчет по наихудшему сценарию — случай, при котором внешние факторы максимально мешают осуществлению проекта;
  • — расчет по наилучшему сценарию — случай, при котором внешние факторы максимально содействуют реализации проекта.

Результаты анализа чувствительности в бизнес-плане могут быть представлены в упрощенном виде (то есть менее детализировано, чем для базового варианта), полностью его можно включить в приложения к бизнес-плану.

По наихудшему сценарию реализации проекта должна обеспечивать такую прибыльность, которая позволила бы компании выполнить свои обязанности перед кредиторами и партнерами.

План внедрения проекта. В этом разделе разрабатывается подробный пошаговый план осуществления проекта. Этот план целесообразно изложить в виде таблицы.

В этом плане необходимо указать все ключевые события, являющиеся залогом успешного осуществления проекта, например, срок подписания договора о предоставлении кредита, срок получения первого транша и др.

Необходимо также определить любое внешнее влияние фактора времени на проект (например, задаток теряется, либо полная выплата не получена на протяжении определенного периода времени).

Приложения. В приложения к бизнес-плану включается вся важнейшая информация, не вошедшая в пояснительную записку: полные резюме менеджменту компании; копии финансовых отчетов компании; рекомендательные письма от кредиторов, у которых компания ранее получала кредиты; копии договоров, связанных с реализацией проекта; копии лицензий, авторских свидетельств и др. Бизнес-план. /Кураков Л.П., Ляпунов С. И., Мингазов Х. Х., Попов В. М. Изд. 3-е. Ч. 1. Зарубежный и отечественный опыт. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 45.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой