Анализ внутренней среды
Из таблицы 7. видно, что львиную долю в переменных издержках 68,4% по молоку и 93,2% по творогу и сметане составляет стоимость сырья. Проанализируем показатели прибыли предприятия в 2008 — 2009 годах по составу, для этого составим аналитическую таблице 5. Таблица 8 Рентабельность и маржинальная рентабельность ОАО «Челябинский городской молочный завод». Таблица 6 Анализ состава прибыли… Читать ещё >
Анализ внутренней среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проанализируем показатели прибыли предприятия в 2008 — 2009 годах по составу, для этого составим аналитическую таблице 5.
Таблица 5 Анализ состава прибыли.
№. | Наименование показателей. | Ед. изм. | 2008 год. | 2009 год. |
Выручка от продаж. | тыс. руб. | 235 238,0. | 271 637,4. | |
Себестоимость. | тыс. руб. | 225 399,1. | 256 984,0. | |
Валовая прибыль. | тыс. руб. | 9 838,9. | 14 653,4. | |
Уровень валовой прибыли к выручке от продаж. | %. | 4,18%. | 5,39%. | |
Уровень валовой прибыли к себестоимости. | %. | 4,37%. | 5,70%. |
Рассмотрим выручку, себестоимость, постоянные и переменные издержки предприятия ОАО «Челябинский городской молочный завод» в 2008 — 2009 годах в таблице 6.
Таблица 6 Анализ состава прибыли ОАО «Челябинский городской молочный завод».
№. | Наименование показателей. | Ед. изм. | 2008 год. | 2009 год. |
Выручка от продаж. | тыс. руб. | 235 238,0. | 271 637,4. | |
2. | Переменные издержки. | тыс. руб. | 198 596,8. | 229 326,6. |
3. | Маржинальная прибыль. | тыс. руб. | 36 641,2. | 42 310,8. |
4. | Постоянные издержки. | тыс. руб. | 26 802,3. | 27 657,4. |
В т.ч. — оплата труда. | тыс. руб. | 11 989,3. | 12 560,4. | |
— коммунальные расходы. | тыс. руб. | 10 056,7. | 10 116,2. | |
— прочие расходы. | тыс. руб. | 4 756,3. | 4 980,8. | |
5. | Себестоимость. | тыс. руб. | 225 399,1. | 256 984,0. |
6. | Валовая прибыль. | тыс. руб. | 9 838,9. | 14 653,4. |
Таблица 7 Рассмотрим среднюю структуру переменных издержек:
Статья затрат. | Среднее значение показателя, руб. | Удельный вес, %. | ||||
По молоку. | По кисломолочным продуктам. | По сметане и творогу. | По молоку. | По кисломолочным продуктам. | По сметане и творогу. | |
Сырье. | 11,46. | 12,59. | 67,36. | 68,4%. | 69,9%. | 93,2%. |
Оплата труда основных производственных рабочих. | 4,13. | 4,13. | 4,13. | 24,7%. | 22,9%. | 5,7%. |
Упаковка. | 1,27. | 1,30. | 1,00. | 7,6%. | 7,2%. | 1,4%. |
Итого прямые расходы. | 16,75. | 18,02. | 72,26. | 100%. | 100%. | 100%. |
Из таблицы 7. видно, что львиную долю в переменных издержках 68,4% по молоку и 93,2% по творогу и сметане составляет стоимость сырья.
Далее рассмотрим себестоимость продукции с учетом постоянных издержек. Для проведения анализа структуры валовой прибыли по ассортименту составим аналитическую таблицу 8. Постоянные издержки рассчитаем соразмерно удельному весу продукции в общем объеме продаж.
Рассчитаем удельный вес продукции в общем объеме продаж как отношение каждой ассортиментной позиции к общему объему продаж. Именно эта доля и будет определять долю постоянных издержек, приходящихся на единицу товара. Основную долю в валовой прибыли составляет молоко. Что касается сметаны и творога, то эта группа продукции, занимая около 20% в общем объеме продаж образует только 5 — 6% валовой прибыли. При разработке прогноза роста объемов продаж в 2010 году уделим этому факту пристальное внимание.
Рассчитаем рентабельность продаж и маржинальную рентабельность ОАО «Челябинский городской молочный завод» общую (таблица 8) и по ассортименту (таблица 10).
Таблица 8 Рентабельность и маржинальная рентабельность ОАО «Челябинский городской молочный завод»
№. | Наименование показателей. | Ед. изм. | 2008 год. | 2009 год. |
Выручка от продаж. | тыс. руб. | 235 238,0. | 271 637,4. | |
2. | Переменные издержки. | тыс. руб. | 198 596,8. | 229 326,6. |
3. | Маржинальная прибыль. | тыс. руб. | 36 641,2. | 42 310,8. |
4. | Маржинальная рентабельность. | %. | 26 802,3. | 27 657,4. |
5. | Постоянные издержки. | тыс. руб. | 225 399,1. | 256 984,0. |
6. | Себестоимость. | тыс. руб. | 9 838,9. | 14 653,4. |
7. | Валовая прибыль. | тыс. руб. | 4,2%. | 5,4%. |
8. | Рентабельность. | %. | 235 238,0. | 271 637,4. |
Итак, рентабельность продаж в 2008 году составляет 5,4%. Это невысокий показатель даже для производственного предприятия агропромышленного комплекса. Основная причина, как видно из анализа себестоимости, — высокие закупочные цены на сырье, вследствие чего доля переменных издержек в себестоимости очень высока.
Рассчитаем порог рентабельности для предприятия ОАО «Челябинский городской молочный завод». Порог рентабельности — уровень деловой активности, при котором суммарные доходы равны суммарным затратам, то есть:
Vk = FC / (Р — VC).
где VC — переменные затраты на единицу продукции,.
FC — постоянные затраты, Р — цена,.
Vk — критический объем продаж (порог рентабельности) Поскольку предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то рассчитаем порог рентабельности по формуле:
Vk = FC / Км,.
где Км — доля маржинальной прибыли в выручке (коэффициент валовой маржи)
Итак Vk (2008) = 26 802,3 / 0,156 = 172 071,9 тыс. руб.
Vk (2009) = 27 657,4 / 0,156 = 177 561,1 тыс. руб.
Итак, порог рентабельности предприятия ОАО «Челябинский городской молочный завод» равен, с учетом среднегодовых колебаний 170 млн руб. в год.
Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. С ростом выручки растет и запас финансовой прочности компании.