Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

История развития закладок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее дизайн в сочетании с будущим или готовым переплетом книги. Хочется вспомнить шедевр: «История Гвардейской Артиллерии» — юбилейное издание, приуроченное к столетию учреждения Павлом I Гвардейского артиллерийского батальона. Но нет, не императорский вензель на переплете книги… Читать ещё >

История развития закладок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности изображения «Четырех стихий» в историческом аспекте

Для многих современных читателей тысячелетняя история книжной закладки будет открытием. Закладка была создана первыми пользователями книг, которые сразу же столкнулись с проблемой ориентации в книге. Возникла необходимость в инструменте, позволяющем читателю сохранять место при остановке чтения, отмечать важные информационные или эмоционально значимые части текста и быстро находить их при повторном обращении без причинения вреда книгам. Человечество обязано закладке сохранением тысячи бесценных книжных шедевров для последующих поколений. На протяжении веков читатели изготавливали рукодельные закладки, создавая оригинальные удобные конструкции из кожаных шнуров, кусочков тканей, лент, украшенных вышивкой и рисунками. Рукодельные вышитые закладки с пожеланиями были традиционным подарком молодых девушек своим любимым, родителям. Позже появились фабричные тканые шелковые, золотошвейные, вышитые бисером и украшенные драгоценными камнями, ювелирные закладки [2].

Веками читатели книг изготовляли закладки своими руками из кожи, ткани, лент, украшали их вышивкой и рисунками. В прошлом традиционным подарком были рукодельные книжные закладки с вышивкой. Со временем появились фабричные тканые закладки, а также золотошвейные, украшенные драгоценными камнями и вышитые бисером. С развитием печатной техники изменились и закладки стали популярными недорогие и яркие бумажные книжные закладки. Нынешние технологии и дизайнерские решения создали совершенно новые образцы закладок, которые, тем не менее, сохраняют связь с традициями и правилами.

Например, египетские писцы приклеивали на свитки кусочки папируса. Средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани, а также создавали весьма функциональные конструкции для облегчения чтения (см. рис. 1.1). В XIX веке читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам (см. рис. 1.2).

Книжные закладки давно живут между страниц книг и в состоянии рассказать нам много интересного о прошлом. В этом мог убедиться каждый, кто побывал на выставке «Из истории книжной закладки» в Музее книг (см. рис. 1.3).

Музей книги — это прежде всего огромный книжный фонд, насчитывающий более 300 тысяч единиц хранения. Это — печатные издания XV—XXI вв.еков. В отделе редких книг музея есть фонд некнижных материалов, в котором помимо письменных принадлежностей и других предметов, связанных с книгой, формируется и коллекция книжных закладок. Первые экземпляры в Музее появились еще в конце 80-х годов, а с 2009 года сформировалась самостоятельная коллекция, в которой сегодня насчитывается около 500 закладок (см. рис. 1.4) [11].

Псалтирью на латыни, изданной в Париже в 1586 году, явно пользовались часто и активно: маленькие закладочки из пергамента, «выглядывающие» из книги, имеют довольно ветхий вид. Это так называемые закладки-регистры, весьма распространенные в Средневековье. Книги, даже после изобретения книгопечатания в XV веке, были все еще очень дороги, а также объемны. В основном издавалась литература религиозного характера, то есть фолианты требовали чтения вдумчивого и неспешного. Закладки-регистры и были придуманы для того, чтобы книгу не нужно было листать почем зря. В Германии такие закладки называют «блаттвайзерами», то есть «указателями листа». Регистровые закладки делались в виде петель, узелков из ниток, ленточек, их раскрашивали и украшали аппликациями. В XV—XVI вв.еках получили распространение закладки — регистрысвоеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте (см. рис. 1.5).

Еще один вид распространенных в XV—XVI вв.еках и на Западе, и в России закладок выглядел следующим образом: фигурный держатель, как правило с несколькими лентами, крепился на верхней части обреза книги. В России такие закладки называют «паворозами» или «поворозами» .

Существует Гентский алтарь, расписанный братьями ванЭйками в первой половине XV века. На нем на одной из створок изображена Дева Мария с книгой, содержащей подобную закладку (см. рис. 1.6, 1.7).

Изобретение в XV веке в Западной Европе книгопечатания и постепенное насыщение рынка делало книгу всё более доступной. Превратившись из единичного рукописного произведения в тиражный печатный продукт, книга, тем не менее, по — прежнему стоила весьма дорого. Даже одно это соображение делает понятным, почему к каждому экземпляру относились крайне бережно. Книжная закладка, выполняя утилитарную функцию, помогала не только запоминать или быстро находить нужную страницу текста, но и элементарно работала на улучшение сохранности конкретного экземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности) [3].

Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее дизайн в сочетании с будущим или готовым переплетом книги. Хочется вспомнить шедевр: «История Гвардейской Артиллерии» — юбилейное издание, приуроченное к столетию учреждения Павлом I Гвардейского артиллерийского батальона. Но нет, не императорский вензель на переплете книги приковывает внимание в первую очередь. Здесь есть кое-что поинтереснее: две закладки-ляссе («ляссе» — искаженное на французский манер немецкое слово Lesezeichen, что переводится как «закладка») из форменной тесьмы с фигурными металлическими завершениями. Одно из них — львиная голова с пушкой в зубах. Это — пушкарский знак времен царя Алексея Михайловича. Второе — стилизованное изображение барабана с вензелем императора Петра I — основателя Гвардейской артиллерии. Иногда специалистам Музея книги везет, и среди пожелтевших от времени страниц они находят совершенно особенные «экспонаты» .

Современный мир, несмотря на рост масштабов книгопечати в пятнадцатом столетии, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дорога. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна. Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584, когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в ХШ-XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки.

Первые так называемые технические закладки появились в конце XIX века. В 1890 году житель Германии М. Кинле запатентовал первую известную из них. Она представляла собой металлическую пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой страницы.

Искали книголюбы и другие варианты закладок. Швед И. Линдлер в 1896 году предложил прищепку — лист зажимался вдвое тонкой полоской из упругой стали. Прошло еще полвека, и американец У. Мартин придумал закладку из ткани и бумаги, приклеил на концах полосок маленькие плоские магниты. Они притягивались друг к другу сквозь бумагу, а согнутая вдвое полоска держала нужную страницу. Но и на этом изобретатели не остановились. Более совершенной оказалась закладка француза Л. Алварадо, предложенная в 1969 году. Она имела продольные пазы, внутри которых перемещался ползунок со стрелкой [16].

В качестве закладок уже не один век используются самые различные предметы: листовки, документы, листки календарей. Именно бумажные закладки до сих пор самые распространенные. Недавно найдена коллекция бумажных закладок 1950;1960;х годов. Все они долгое время хранились там, где им и полагалось: в книгах, изданных в тот период. Закладки обычно использовались для какой-либо рекламы. Например, книжные издательства на лицевой стороне изделия помещали портрет писателя или художника, какую-нибудь цитату, связанную с его творчеством. А на обороте — перечень выпущенных книг, адреса магазинов, где они продавались, и т. д. Имеющиеся в коллекции закладки 50−60-летней давности рекламируют «Краткий зоологический словарь» (1964), Кока кола (1955), сочинения В. Ключевского (1959), Г. Плеханова (1959), В. Брюсова (1955), А. Пушкина (1956), Я. Райниса (1955), В. Арсеньева (1955), И. Тургенева (1955), а также цветные репродукции художника В. Сурикова (1955) (см. рис. 1.8) [13].

Таким образом, после большого перерыва стали выпускать закладки и в наши дни. Они рассказывают о представителях флоры и фауны, правилах уличного движения, героях народных сказок и мультфильмов. На закладках — единицы длины, веса, объема, таблица умножения, тригонометрические формулы, орнаменты, виды городов (см. рис. 1.9). Художники очень часто изображали на своих картинах книги с закладками. Достаточно вспомнить необычного «Библиотекаря» Джузеппе Арчимбольдо (см. рис. 1.10), «Святого Марка» Андреа Мантеньи,(см. рис. 1.11), «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко (см. рис. 1.12), или знаменитую картину Альбрехта Дюрера «Двенадцатилетний Христос среди книжников» (см. рис. 1.13).

Стихия (элемент) в античной и средневековой натурфилософии — одна из четырёх первооснов мира: земля, вода, воздух и огонь. Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Согласно теории, все было сделано из этих четырех стихий. Так как это природная магия, использующая символы и силы, важно понять эти силы, а сделать это можно, изучая стихии. Стихии в пределах магической символики — это компоненты, из которых все состоит. Система стихий было изобретена в эпоху Возрождения, хотя их история уходит далеко в древние века.

В западном искусстве: вода — изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; воздух — фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном в руке; огонь — Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках; а также башнеобразной короной Кибелы.

Четыре элемента могут быть представлены либо как условные безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам, либо, особенно в XVI веке, как боги и богини классической античности. Их можно встретить на фресках и потолках зданий эпохи Ренессанса в Италии, а также в виде отдельных картин, составляющих четырехчастный цикл, хотя они часто рассеяны по разным галереям. Североевропейские художники-жанристы и авторы files galantes XVII—XVIII вв.еков давали названия этих четырех элементов циклам картин, изображающих юношей и девушек за каким-либо соответствующим занятием.

Четыре элемента природы не зря называются стихиями. Они изменчивы и непостоянны — все, за исключением земли. Вокруг нее вращаются воздух, огонь и вода. Земля, как женщина, имеет множество атрибутов, принадлежащих богиням плодородия: рог изобилия и змею, скорпиона римской богини земледелия Земли-Матери. Она может кормить грудью одного или двоих детей, как Опс — римская богиня урожая. Одно из самых ярких изображений богини плодородия принадлежит фламандскому живописцу эпохи барокко Питеру Паулю Рубенсу «Абунданция» 1630 года (см. рис. 1.14).

В отличие от остальных стихий, воздух невидим. Его нельзя взвесить (по крайней мере, так думали древние) или уничтожить, но он может быть легко вытеснен другими элементами и становится осязаем при малейшем своем движении. Вода — основа любой жизни, однако без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Будучи самым легким и неуловимым элементом, воздух — ведущая сила воображения, вдохновения, мечтания и свободы. Воздух был царством Юноны, и потому он может быть представлен этой богиней с ее ПАВЛИНОМ. Или она изображается парящей в воздухе, к каждой ее ноге привязано по наковальне — так Юпитер наказал свою жену за непослушание. Ее могут окружать ПТИЦЫ — символ воздуха (см. рис. 1.15). Картина Гюстава Моро «Павлин, жалующийся Юноне» из большой серии, созданной художником по мотивам басен Лафонтена, — одна из немногих работ художника, не обремененных сложными символами и аллегориями. Юнона изображена в образе олимпийской богини, вознесшейся на небо и излучающей свет.

У всемирного океана нет ни начала, ни конца. Он способен растворить землю, затушить огонь, наполнить воздух невидимыми парами, собраться в облака, на которых будут жить боги, и пролиться на землю дождем, дав жизнь смертным. Подобно огню, вода очищает, освящает, дает жизнь — и губит ее (иногда для того же очищения — например, Всемирный потоп). Вода персонифицируется речным богом с его традиционным атрибутом — трезубцем. Этот образ фигурируют во многих картинах с морской тематикой. Например «Союз Земли и Воды» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (см. рис.1.16). Картина изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды — морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини.

Самый яркий во всех смыслах этого слова элемент — огонь. Он дает нам тепло и свет, гипнотизирует танцем. Огонь — принимает облик женщины с головой, охваченной огнем. Или у нее на голове вместо прически птица Феникс, охваченная огнем, являющимся ее символом. ВУЛКАН, этот кузнец богов, с молотом в руке аналогичным образом персонифицирует огонь. Яркий образ бога огня — Гефеста в произведении французского художника Франсуа Буше «Венера и Вулкан с оружием для Энея» 1732 г. (см. рис. 1.17). Объединяет все вышеперечисленные стихии картина П. П. Рубенса «Четыре стихии» представлены в образах олимпийских богов (см. рис. 1.18).

Таким образом аналоги «четырех стихий», как четырех первоэлементов мироздания, присутствуют всюду.

В психологии выделяется только четыре типа темперамента человека, известных еще с древности (сандвиник, меланхолик, холерик, флегматик). В физиологии выделяются четыре типа инстинктов (самосохранения, половой, территориальный, пищевой). C гармонией четырех стихий человек сталкивается ежечасно, ежедневно и ежегодно. Так ежедневно мы сталкиваемся с четырьмя суточными стихиями: «утро-день-вечер-ночь». А теперь посмотрите, как естественно вписываются климатические стихии «зимавесна-лето-осень» во вращающийся крест (1.19). Поэтому не удивительно что человек из покон векав изображает природные стихии, поклоняется им, пытается покорить.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой