Особенности африканской политической культуры
На XIX Всемирном конгрессе Международной ассоциации политической науки в г. Дурбане (ЮАР) в 2003 г. было обстоятельно проанализировано развитие африканских стран в условиях глобализации. Особое внимание уделялось анализу последствий Лагосского плана действий Организации африканского единства (1980 г.) и современным реалиям. Его задачами были провозглашены: создание условий для обеспечения… Читать ещё >
Особенности африканской политической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценивая политическую культуру в африканских странах, многие авторы полагают, что в африканских странах сложились по меньшей мере два слоя политической культуры, которые могут симбиотически переплетаться. Первый несет большой отпечаток западной либерально-демократической политической культуры и характерен для правящей элиты, второй — в большей степени основывается на традиционных отношениях и носит патриархальный характер.
В развитии африканской политической культуры целесообразно выделить ряд следующих характерных свойств и черт.
- 1. Сильная ориентация на корпорацию, ценности традиционного африканского коллектива (семьи, общины, племени, клана) при сохранении личностного начала, определенной автономии индивидуума в конкретном социуме.
- 2. Особая роль мифологических мировоззренческих представлений у африканцев; восприятие человека в тесной связи с животным и растительным миром как главного носителя жизненного начала во всей Вселенной; антропологизм и антропокосмологизм африканской духовной и мировоззренческой традиции.
- 3. Гибридность, сочетание самым противоречивым образом элементов различных культурных систем: западной и африканской. Восприятие африканцами себя как маргинальной личности, «культурного гибрида», личности на стыке культур и т. д.
- 4. Формирование и развитие в Африке специфических культурно-экологических систем, особых социетарных образований на базе объединения неоднородных формационных и цивилизационных систем, например родовой общины и современного капиталистического уклада, своеобразно воздействующих на политическую культуру, создающих в условиях африканского развития гибридные социополитнческие субкультуры.
- 5. Возрастание роли традиций в жизни африканцев. Если ранее в Африке «современным человеком» считалось лицо, принявшее европейские модели и нормы жизни, то ныне — это тот, кто, используя внешние образцы европейской или американской культуры, следует африканским традициям. Соответственно, в современной африканской политической жизни часто делается упор на «традиции единовластия», демонстративное обращение к традиционности, понимаемой, впрочем, по-разному, что зависит от тех или иных политических целей.
- 6. В зависимости от конкретных условий африканец может выступать в качестве и социального «атома» в социокультурном «ядре», и «культурного гибрида, и «интерпретатора культур», и «воссоздателя африканской традиции». Среди этих качеств, разумеется, какое-то будет доминировать.
- 7. В силу бесконечного разнообразия народов и племен, их колониального и постколониального «передела» и «разделений» выделяется особая роль этнического фактора, предпочтений и ориентаций в африканской политической культуре.
- 8. В Африке выделяется формальное доминирование западных политических институтов и норм на государственном уровне и неадекватное «африканское» их содержание.
- 9. Важную роль в африканской политике играет традиция «местной демократии участия», воплощаемой в обычаях урегулирования споров путем переговоров и являющейся важной основой демократических структур на национальном и региональном уровнях.!
Представляется существенным вывод И. В. Следзевского о том, что «характернейшей социокультурной особенностью современных африканских обществ остается «дробность», дискретность, пограничное состояние африканского сознания (понимания мира), вызванные как наличием в нем разнородных пластов культуры (архаического, традиционного, современного), так и частым пребыванием в ситуациях «культурного шока», стимулирующих компенсаторные процессы сохранения культурной идентичности. В этих условиях взаимодействие традиций и современности в Африке вряд ли может быть адекватно выражено в признаках каких-либо стационарных состояний, включая культурный симбиоз или синтез. Его принципиальной чертой являются нелинейные разнои противоположные движения отдельных культурных форм».[1][2]
В области политической культуры стран, расположенных южнее Сахары, влияние традиций проявляется в особенностях отношений между властью и обществом, а также между властью и индивидом; в сохранении политического влияния вождей (в некоторых странах вожди имеют официальный статус в государственных структурах, зафиксированный в конституциях); в превалировании группового политического сознания над индивидуальным, т.к. согласно традиции интересы отдельной личности подчинены интересам общества (большой семьи, племени, клана); в проявлениях трибализма, остающегося важнейшим фактором политической жизни африканских государств; в распространенности мифологизированного сознания, которое играет немаловажную роль в принятии политических решений.
Рассмотрим характерные особенности западной и африканской политических культур на основе социокультурного и цивилизационного подходов. Политические культуры обществ Запада и Африки можно представить в качестве следующих идеальных моделей.
Идеальные модели политической культуры: Запад-Африка
Западное общество. | Африканское общество. |
Гражданская политическая культура, демократическая, партисипаторная модель участия большинства населения в политике. | Политическая культура подданническо-партисипаторного или провинциалистско-подданнического типов. |
Индивид, включенный в гражданское общество, выступает ведущим субъектом политического процесса. | Личность — традиционная (или новая социетарная) общность — первичный элемент политики. |
Развитое гражданское общество, исторические традиции демократии, важная роль среднего класса, высокий уровень грамотности, наличие ведущей нации (нация-государство). | Начальный этап формирования гражданского общества, традиции авторитаризма, традиции общинной жизни, бедность, малограмотность, полиэтничность населения. |
Слабый интерес к ценностям африканской жизни, культуре и политике. | Активный интерес к западной культуре, часто некритический анализ западного опыта. |
Очевидно, что без глубокого проникновения в сферу различных политических культур, без их аналитического сравнения и сопоставления наши представления о политических процессах будут неизбежно формализованы и догматичны.
Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и формирования политических институтов. В каждой африканской стране (обществе) политическая культура имеет своеобразные особенности, которые следует учитывать при общем анализе социального развития африканских государств.
На Всероссийской конференции африканистов «Африка в меняющемся мире» отмечалось, что «несмотря на огромные различия между обществами в странах СНГ и африканских стран, перед ними в некоторых областях стоят схожие проблемы. Им одновременно приходится решать задачи создания эффективной рыночной экономики, вхождения в мировое экономическое сообщество, формирования гражданского общества, урегулирования межнациональных конфликтов и противоречий. В этом контексте важную роль играет изучение политической культуры, ее взаимодействие с процессами демократизации». 1
Представляет значительный научный интерес изучение отношения африканцев к идее демократии, ее роли как ценности политической культуры. Это связано с тем, что в конце XX в. произошла определенная либерализация ряда политических режимов этого континента. В этот период более 30 африканских государств перешли от авторитарных военно-диктаторских и однопартийных режимов к многопартийным политическим системам. В ряде стран стали проводиться общенациональные конференции, референдумы; пересматриваются старые, принимаются новые конституции, законы о партиях и выборах, которые в условиях политического плюрализма способствуют постепенной демократизации общественно-политической структуры.
Разумеется, речь идет лишь о формальной демократизации (скорее, либерализации) ряда режимов. Новые африканские плюралистические системы, идеологические контуры которых пока еще весьма расплывчаты, часто строятся на региональной, племенной, а иногда и на религиозной основе. В то же время идеи и ценности демократического развития все глубже проникают в сознание африканцев. Социологический анализ мнений более десяти тысяч граждан шести африканских стран показывает на их растущий интерес к демократии, восприятие некоторых ее базовых принципов.
Отношение африканского населения к демократии (на примере шести стран в период 1999;2000 гг., %)
Представление о демократии. | Ботсвана. (1200. человек). | Гана. (2004). | Малави. (1208). | Намибия. (1183). | Нигерия. (3603). | Зимбабве. (1200). |
Поддержка демократии Демократия предпочтительнее любой иной формы правления. |
1 VII Всероссийская конференция африканистов. Африка в меняющемся мире. Вып. 1. — М.: Институт Африки Российской академии наук, 1997. — С. 106.
Представление. | Ботсвана. (1200. человек). | Гана. | Малави. | Намибия. | Нигерия. | Зимбабве. |
о демократии. | (2004). | (1208). | (1183). | (3603). | (1200). | |
Неприятие недемократических альтернатив. | ||||||
(военное правление) Неприятие недемокра; | ||||||
тических альтернатив (однопартийный режим) Оценка «своего» режи; | ||||||
ма как «демократичного». Удовлетворение демократичностью преобразований. | ||||||
в вашей стране. |
* Количество опрошенных людей.
Проведенные опросы населения шести африканских стран показали, что идея демократии оказалась известной большинству опрошенных (74%).[3] Среди тех, кто имел определенное представление о демократии, 92% полагали, что демократия — это общественное благо, которое может сделать жизнь лучше. Лишь менее 1% считали, что демократия — это зло и что демократические реформы породили коррумпированность элит, конфликты социальных интересов и «неразбериху» в политической жизни.
Респонденты воспринимали демократию как в процедурных, так и в содержательных категориях. Большинство опрошенных (69%) связывают демократию с политическими процедурами и нормами: гражданскими свободами — 94%; правлением народа — 24%; правом голосовать на выборах — 11%. Менее пятой части опрошенных (17%) воспринимают демократию с точки зрения содержательных аспектов (социально-экономического развития, установления мира и единства, равенства и справедливости).
Представления африканцев о демократии, судя по опросам, являются в целом либеральными. Самая большая группа опрошенных (34%) под демократией понимает прежде всего гражданские свободы и свободу личности. Иначе говоря, африканцы все больше осознают себя гражданами конституционного государства.
Наибольшую поддержку демократии (в указанных шести государствах) респонденты проявили в Нигерии и Ботсване, что объясняется традицией неоднократных, формально плюралистических выборов властных органов. Абсолютное большинство опрошенных во всех странах выступили против военных режимов. Отвергается также и однопартийное правление, а также возврат к традиционной власти вождей.
В то же время большинство африканских респондентов весьма критически оценивают степень демократичности режимов соответствующих стран. Они проводят в целом четкое различие между демократией как идеальной политической системой и несовершенным демократическим статусом их собственных политических устройств и режимов. Тем самым респонденты как бы показывают, что предстоит очень большая, сложная и продолжительная работа по совершенствованию и демократизации африканского общества, гармонизации отношений его новых и традиционных политических институтов. Африканские политики и исследователи едины в том, что демократизацию невозможно провести принятием концепций, не учитывающих культурных, этнических и политических традиций африканского общества, а также его места и роли в сложных процессах современной глобализации.[4]
На XIX Всемирном конгрессе Международной ассоциации политической науки в г. Дурбане (ЮАР) в 2003 г. было обстоятельно проанализировано развитие африканских стран в условиях глобализации. Особое внимание уделялось анализу последствий Лагосского плана действий Организации африканского единства (1980 г.) и современным реалиям. Его задачами были провозглашены: создание условий для обеспечения продовольственной безопасности континента посредством развития соответствующих видов производства, ограничение и преодоление бедности, усиление внимания к проблемам здравоохранения и образования, достижение эффективной региональной интеграции. Однако последующая практика показала, что решение социально-экономических проблем невозможно без их связи с управленческими аспектами. На это обращали внимание многие политологи и социологи.[5]
линейное традиционное африканское время клиентелизм антропоценоз родовая община, ее культура традиционная политическая культура полисубкультурная политическая культура.
Ключевые понятия африканская политическая культура потестарная культура идея африканского Ренессанса новая социетарная общность трибализм транслиминальное сознание гютестарно-политическая культура биполикультурный состав политической культуры африканский социализм «эволюе».
панафриканизм негритюд.
- [1] Высоцкая Н. И. Политическая культура и политическая практика в современной Африке. — М.: Институт Африки РАН, 1996. — С. 46.
- [2] Следзевский И. В. Самобытность и модернизация современных африканских обществ;проблема социокультурных инверсий // VII Всероссийская конференция африканистов. Африка в меняющемся мире. Тезисы докладов. Ч. 2. — М.: Институт Африки Российской академии наук, 1997. — С. 209−210.
- [3] Bratton М., Mattes R. African’s Surprising Universalism // Journal of Democracy. —Washington. —2001. —Vol. 12. —№ 1. —P. 108−110.
- [4] Margetlangeng S. Continental Political Governance and Regional Integration. From theLagos Plan of Action to the New Partnership for Africa’s Development. African Institute of SouthAfrica — Pretoria 2003. — P. 6−7.
- [5] Ир хин Ю. В. Современный мир глазами международного политологического сообщества //Социально-гуманитарные знания. — 2004. — № 4. — С. 275−291; An Introduction to AfricanPolitics. Ed. by AThomson. — Routledge: L., N.-Y., 2003. — P. 216; Lachapelle G. Democracyand Good Governance in Africa// 19th IPSA World Congress Programme: Democracy, Tolerance, Justice: Challenge for Political Chance. — IPSA Durban, 2003. P. 7−8.