Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Альфрейные работы. 
Основы композиции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий стиль является своего рода протестом против второго. Если второй стиль «зачеркивает» стену комнаты, закрывая ее перспективой уходящих вдаль зданий, пейзажа и людей, то третий стиль помнит, что стена есть прежде всего плоскость: никаких «проломов» стены этот стиль не допускает. Декорации этого стиля являются подражанием ковру, который повешен посредине стены. Художник включает в свои… Читать ещё >

Альфрейные работы. Основы композиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К этому виду декоративно-отделочных работ относятся окраска и роспись внутренних помещений (и отчасти фасадов) производственных, общественных и жилых зданий. Для таких работ применяются различные художественно-технические приемы, например, живопись клеевыми и масляными красками, а также и фрески (т. е. живопись минеральными красками по сырой штукатурке, отсюда и название по-итальянски «альфреско» или «альфрейные» работы).

Описание техники и технологии альфрейных работ не входит в задачу настоящего пособия.

Ограничимся только тем, что непосредственно связано с вопросами композиции. В главе VI изложены основные сведения о цвете как элементе композиции, в первую очередь необходимые учащимся альфрейщикам. Сведения, общие для всех специальностей, изложены в других главах этого пособия.

К специальным для альфрейщиков вопросам композиции должны быть отнесены задачи на членение стены и потолка помещения и примеры применения различных видов монументально-декоративной живописи.

Выясним прежде всего типы композиционных заданий, которые приходится решать мастеру-альфрейщику. Их можно определить прежде всего по месту, занимаемому декоративной живописью в общей архитектурной композиции. По этому признаку можно выделить: а) тип сплошных декоративных росписей поверхности всех стен и перекрытий внутри здания, например, росписи, подражающие обивке стен шелковыми тканями, или роспись стен и потолка орнаментами (рис. 133, а);

  • б) тип такой внутренней отделки здания, в, которой декоративная живопись сочетается со скульптурой, с облицовкой части стен деревом, цветным камнем или другими материалами (рис. 133, б);
  • в) тип декоративной живописи на фасадах и внешней поверхности стен архитектурных сооружений (рис. 133, в).

Следует отметить, что в каждом типе декоративных росписей можно выделить части их композиции, привычно повторяющиеся в разные эпохи, в различных странах, в зданиях различного назначения. Так, например, композиционный прием членения стены комнаты на карниз, фриз, панно и панель, применявшийся художниками-мастерами декоративной живописи древней Греции и Рима, оказался настолько целесообразным, что этот прием бытует до наших дней и применяется даже при простейшей (без росписи) отделке стен комнат в общественных и жилых зданиях. В Помпеях (Италия, I век н. э.) работало несколько художественных мастерских — «школ», выработавших свои определенные правила, которыми строго руководствовались ученики.

Личная инициатива мастера проявлялась в способности комбинировать мотивы стиля этой «школы», развивать и варьировать их в согласии с традицией.

Отзвуки четырех стилей декоративной росписи стен в Помпеях можно видеть и в отделке наших советских зданий. Один из этих стилей получил название инкрустационного. Сущность его заключается в том, что штукатурку, покрывающую стены комнаты, отделывают под мрамор, т. е. придают ей такой вид, что стена кажется облицованной мрамором. Живописец, таким образом, присоединяет свои усилия по декорированию дома к работе лепщика. Такой стиль знаком нам и по современным зданиям.

Другой стиль отказывается от лепных рельефов и берет только элементы живописи. Художник пишет на стене, вверх от панели, а то и от самого пола, пилястры, колонны; соблюдение пропорций и искусное распределение теней в такой живописи создает пространственную иллюзию, стена как бы исчезает, будучи заслонена живописью с изображением величавых сооружений, расположенных в нескольких пространственных планах.

Третий стиль является своего рода протестом против второго. Если второй стиль «зачеркивает» стену комнаты, закрывая ее перспективой уходящих вдаль зданий, пейзажа и людей, то третий стиль помнит, что стена есть прежде всего плоскость: никаких «проломов» стены этот стиль не допускает. Декорации этого стиля являются подражанием ковру, который повешен посредине стены. Художник включает в свои нарисованные ковры целые картины. Архитектурные мотивы, появляющиеся на коврах, кажутся «плоскими», имеют чисто орнаментальное значение.

1бб Началом четвертого стиля следует считать попытку примирения ковра с перспективой — примирения, по существу, невозможного, так как перспектива «раскрывает» стену, а ковер ее «закрывает».

Архитектурные мотивы в этом стиле явно фантастичны, они соединены с коврами, посредине которых часто изображены летящие фигуры.

Мотивы росписи, типичные для первых трех помпейских стилей, встречаются в современных нам росписях (рис. 133 и 134).

Декоративная живопись.

Рис. 133. Декоративная живопись:

а — роспись комнаты в Помпеях (I в. н. э.); б — древнерусский орнамент XVII в.; в — орнаментальное сграффито на фасаде дома Министерства лесной промышленности в Москве.

Советская декоративная живопись.

Рис. 134. Советская декоративная живопись:

а, б — части плафона фойе партера Центрального театра Красной Армии; в — часть родного из панно станции «Измайловская» московского метро При композиции росписей плоских потолков обычно применяется один из следующих типов: а) вся поверхность потолка изображает небо с фигурами, расположенными по краям потолка, а иногда и летающими; б) потолок расчленяется на небольшие панно с отдельными картинами, с живописным или скульптурным орнаментом; в) на потолке изображается как бы надстройка, увеличивающая высоту помещения: возникают колоннады, перекрытые сводами или куполами, и т. п. (см. рис. 24, 74, 77, 78).

Разумеется, содержание и стиль декоративных росписей стен зданий изменялись на протяжении веков в разных странах при различных общественных отношениях людей.

На рис. 134 показаны образцы орнамента росписей в советских зданиях.

Учитывая, что сведения по композиции, важные для альфрейщиков, изложены во всех других главах этого пособия, рекомендуем им внимательно изучить содержание этого пособия и выполнить все упражнения живописного порядка.

Следует отметить, что даже специальные разделы пособия с описанием мебели, лепных работ, мозаики, стекла, пластмасс и пр. должны быть внимательно изучены альфрейщиками, потому что мебель, а часто и другие виды отделочных работ будут находиться в непосредственном соседстве с альфрейными работами и их нельзя не учитывать при проектировании и выполнении альфрейных работ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой