Психодрама.
Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей
После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые они… Читать ещё >
Психодрама. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этот метод психотерапии создал Джекоб Леви Морено (1892—1974), психиатр, психолог и социолог, основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, доктор медицины, отвергнувший фрейдовский психоанализ, став приверженцем варианта той теории, которую развивал К.-Г. Юнг (у него Дж. Морено учился применению групповых методов в психотерапии).
Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Дж. Морено проводил сеансы психодрамы на театральной сцене. Психодрама используется и в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
Морено, создав первый в мире метод групповой психотерапии, исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Известно, что в 1920;х гг. самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни.
Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, «с кем бы я хотел провести выходные на море», затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны «звезды притяжения» — люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» — те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т. д. Если критерий подобран верно, то влияние на ситуацию в группе со стороны психотерапевта будет эффективным [Я. Морено, 2001].
Сегодня говорят об аналитической психодраме. Ее теоретической базой является психоанализ. Г. Лейтц, объясняя сущность этого метода, использовала геометрическую фигуру треугольника, где аналитическая психодрама (вершина треугольника) базируется на его основании (групповая психотерапия и социометрия) [Г. Лейтц, 1994].
Основными структурными элементами аналитической психодрамы (в порядке их важности для процесса терапии) являются: протагонист (от греч. «protos»— первичный и «agon» — борьба, игра, страдание) — тот, кто проигрывает свою психодраму и на ком сосредоточены все усилия режиссера; режиссер(-ы) — тот (те), кто ведет сеанс, управляющий группой в директивном стиле; сцена — та часть помещения, на которой происходит действие и которую выстраивает протагонист (это его психологическое пространство), разбирая ее после завершения сеанса; вспомогательные Эго — члены группы, приглашаемые протагонистом, которым он раздает роли; зрители — наблюдающие за развитием психодрамы члены группы, сопереживающие всему происходящему; балкон — часть помещения, как правило, — на возвышении, где сидят те люди, с которыми в реальности не может произойти встреча протагониста, хотя он этого желает (по разным причинам: умершие, проживавшие в другом временном пространстве, проживающие в других странах, в иных измерениях, и т. п.).
Основные понятия психодрамы: спонтанность (поведение и чувства, не регулируемые извне), «теле-» (двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом.), катарсис (эмоциональное потрясение и внутреннее очищение), инсайт (вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем). Основные техники психодрамы: индивидуальный разогрев, монолог, перемена ролей, дублирование, проигрывание сновидений, физикализация (моделирование неких внутренних объектов личности и организма).
После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые они испытали во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.
Разновидностью классической психодрамы сегодня является краткосрочная аналитическая психодрама, разработанная в Санкт-Петербурге Э. Г. Эйдемиллером и Н. В. Александровой (2005). Этот метод успешно применяется в работе с семьями. Ее преимуществами, помимо гораздо меньшей продолжительности, чем при классической аналитической психодраме (в 10 раз), является использование протоязыка — языка чувств, мимики, жестов, поступков, поведения, что делает этот метод доступным для людей любого возраста (от детей до пожилых людей) [Э. Г. Эйдемиллер, 2005].