Профессионально важные качества и профессиональная деятельность субъекта
Итак, можно говорить о довольно широком наборе качеств субъекта, которые можно и нужно оценивать в плане решения разных задач психологического обеспечения профессиональной деятельности, об эволюции этих качеств в процессах социализации человека, его возрастного роста и профессионального развития, об изменении структур связей и отношений отдельных качеств в процессах профессионального становления… Читать ещё >
Профессионально важные качества и профессиональная деятельность субъекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профессионально важные качества (ПВК) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности субъекта, т. е. такие качества необходимы человеку для успешного исполнения трудовых функций. В силу сложности феномена «профессия» к ПВК специалисты относят предельно широкий спектр качеств: от особенностей анатомии, морфологии и физиологии до профессиональных знаний и умений, мотивации и смыслов труда. К ПВК относятся едва ли не все особенности личности (характер, мотивация, ценностей, направленность, смысловая сфера и др.), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности и сенсорных систем), особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) человека (Бодров, 2001; Ильин, 2002, 2006; и др.). В последней четверти XX в. ученые признали, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые формируются в процессе профессиональной деятельности как специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем (Александров, Дружинин, 1995; Бодров, 2006; Шадриков, 2007).
С 1990;х гг. специалисты выделяют структуру ПВК как фактор пригодности и профессионального развития субъекта (Бодров, 2000, 2006; Толочек, 2007, 2012; Фукин, 2003; Шадриков, 1982; Щукин, 1994). Показано, что профессиональная пригодность человека не столько характеризуется совокупностью отдельных элементарных ПВК, сколько более зависит от складывающейся в процессе обучения и овладения профессией внутренней их организации — достаточно динамичной структуры ПВК, различающейся у обучающихся на разных стадиях обучения, у профессионалов — на разных этапах становления их профессионализма и мастерства. Нежелательные изменения структуры ПВК также выступают знаками начинающихся профессиональных деструкций, деформаций личности, заболеваний. Обобщая мнения специалистов, предложим наше определение феномена: профессионально значимые качества есть такие особенности человека, которые поддерживают его успешность как субъекта труда (хорошую обучаемость, продуктивность, стабильность, надежность его деятельности), способствуют минимизации психофизиологических затрат в процессе труда, быстрому восстановлению, сохранению здоровья и продолжительного профессионального долголетия.
В последние десятилетия доминирующими становятся интегральные подходы к пониманию способностей человека, оттесняющие аналитические на второй план. Современные модели профессиональных способностей включают метакогнитивные процессы (Карпов, 2012; и др.), духовность личности профессионала (Пономаренко, 2006), потенциал (Марков, 2001), внепрофессиональные потенциалы (Завалишина, 2005), когнитивные ресурсы (Дружинин, 2006) и др. С 1990;х гг. в научный обиход вводится понятие компетентности как совокупности профессионально и поведенчески важных особенностей субъекта как профессионала и человека. В структуре профессионализма выделяют профессиональную, зависящую от специфики труда, и психологическую компетентность. Последняя, в свою очередь, разделяется на социально-перцептивную, социально-психологическую, психологическую, аутопсихологическую. С 1990;х гг. в гуманитарных науках утверждается термин «потенциал» — характеристика актуального и латентного, уже реализованного или способного заявить о себе в обозримой перспективе интегрального качества человека, некоторой его «социальной энергетики». Потенциал предполагает уже не только узкофункциональную и прагматичную оценку человека как субъекта труда на конкретном рабочем месте, но и оценку его в широкой жизненной перспективе (Марков, 2001; Синягин, 2007).
Согласно традициям отечественной психологии можно выделить цепочки психологических систем, находящихся во взаимосвязи и различающихся по мере их функциональной специализации, ориентируясь на два критерия — меру специализации систем и полноту связи субъекта с условиями среды, в соответствии с содержанием ими обозначаемых феноменов двух рядов как:
- 1) задатки < способности < специальные способности < профессиональные способности < профессионально важные качества < компетенции < компетентность < …;
- 2) потенциал < интрасубъектные ресурсы < интерсубъектные ресурсы < внесубъектные ресурсы.
Итак, можно говорить о довольно широком наборе качеств субъекта, которые можно и нужно оценивать в плане решения разных задач психологического обеспечения профессиональной деятельности, об эволюции этих качеств в процессах социализации человека, его возрастного роста и профессионального развития, об изменении структур связей и отношений отдельных качеств в процессах профессионального становления субъекта. Также нужно признать, что не только эти базовые качества качественно преобразуются в процессах развития человека как субъекта и личности, но и качественно изменяются структуры этих качеств при их включении (погружении, согласовании, коррекции, интеграции) в более крупные социальные единицы — микрогруппы (функциональные диады и триады), в малые социальные группы (рабочие группы и команды), в субкультуру профессии и организации.