Функции газетного заголовка
В своей работе «Особенности стиля газетных заголовков» С. П. Суворов отмечает следующие функции заглавия: Лингвист З. М. Тураева говорит о трёх основных функциях: 1) номинативной, 2) информационной, 3) рекламной. Сжато сообщить основное содержание помещенного материала; Оказать на него определенное эмоциональное воздействие. Отделить одно сообщение или один материал от другого; Привлечь внимание… Читать ещё >
Функции газетного заголовка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лингвисты не пришли к единому мнению в вопросе, касаемо функций газетного заголовка. Рассмотрим мнения наиболее выдающихся исследователей.
Г. О. Винокур, российский лингвист и литературовед, выделяет три функции: обозначающую, указательную и рекламную. Он пишет, что основное назначение заглавия «…в том, чтобы указать на событие и его обозначить. Подробнее он рассматривает рекламную функцию, цель которой, по его мнению: «…разрешить проблему внешней занимательности, увлечь читателя, заинтриговать заманчивой сюжетностью» [2, 132 c.].
В.А. Вомперский, в свою очередь, говорит о четырех функциях заглавия: коммуникативной (так как заголовок выражает сообщение о предмете речи), аппелятивной (или воздействующей, так как заголовок всегда информирует читателя, воздействует на него, настраивает на определённый лад), графически-выделительную (так как заголовок ограничивает один материал от другого) и экспрессивной (так как заголовок тем или иным образом характеризует личность пишущего).
Также как и Г. О. Винокур, русский языковед и доктор филологических наук, В. Г. Костомаров выделяет рекламную и указательно-назывную функции заглавий.
Лингвист З. М. Тураева говорит о трёх основных функциях: 1) номинативной, 2) информационной, 3) рекламной [13, 54 c.].
В своей работе «Особенности стиля газетных заголовков» С. П. Суворов отмечает следующие функции заглавия:
- 1) отделить одно сообщение или один материал от другого;
- 2) привлечь внимание к тому или иному материалу;
- 3) сжато сообщить основное содержание помещенного материала;
- 4) заинтересовать читателя;
- 5) оказать на него определенное эмоциональное воздействие [12, 2 c.].
В.С. Мужев считает, что каждому заглавию присущи пять основных функций: 1) номинативная; 2) информационная; 3) экспрессивно-аппелятивная; 4) рекламная; 5) разделительная" [8, 6 c.].
Подробно анализируя все функции, он приходит к выводу, все они тесно взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Преобладание одной функции влечет уменьшение или отсутствие другой.
Л.А. Ноздрина и Э. И. Турчинская приходят к аналогичному выводу. Л. А. Ноздрина считает, что разногласия в определении функций заглавия детерминированы особенностям каждого функционального стиля. «Так, если в деловых бумагах, в официальном стиле заглавие выполняет главным образом номинативную функцию и может быть просто именем текста (например, „Объявление“, „Инструкция“, „Резолюция“), то в художественной литературе заглавиебольше, чем имя текста, его роль значительнее, чем роль элемента, репрезентирующего текст. Оно — часть самого текста. Это подтверждается тем сложным комплексом функций и смысловых заданий, которые выполняет заглавие любого художественного произведения, теми „многоканальными“ связями, которые существуют между заглавием и другими частями текста» [9, 182 c.].
Э.И. Турчинская же считает, что любое заглавие, независимо от жанра и стиля текста обладает тремя функциями: 1) сообщить читателю о характере и жанре текста; 2) информировать о содержании текста; 3) побуждать читателя познакомиться с текстом [14, 52 c.].
Таким образом, можно заметить, что мнения лингвистов по поводу функций газетных заголовков очень разнообразны. Однако, в основном, выделяются следующие функции:
- 1) назывная;
- 2) информативная;
- 3) экспрессивно-аппелятивная;
- 4) рекламная;
- 5) разделительная.
При этом обычно на первый план выдвигается либо рекламная функция, либо экспрессивно-аппелятивная, либо информативная в зависимости от типа текста, к которому оно относится.