Понятие туризма и классификация его видов
Характерная особенность познавательных поездок — это большие расстояния с посещением за одну поездку нескольких стран и городов с использованием различных видов транспорта. Наряду со значительным объемом авиаперевозок, включая чартерные, можно отметить возрастающую популярность туристских поездок по железной дороге, речных и морских круизов. В таких странах, как Австралия, все более популярным… Читать ещё >
Понятие туризма и классификация его видов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Потребление туристско-рекреационных ресурсов происходит главным образом в процессе путешествий. Многообразие путешествий и форм поведения в них туристов обусловило разнообразие определений самого понятия «туризм».
Первоначально туризм понимался как путешествие людей, не приводящее к их постоянному местопребыванию и не связанное с получением прибыли в стране пребывания. Это определение заложило основу современного понимания туризма, хотя в последующем оно подверглось некоторым уточнениями и изменениям.
Обобщение различных подходов позволяет сформулировать наиболее общепринятые признаки понимания туризма:
- — туризм предполагает путешествия или временные выезды с постоянного места жительства;
- — путешествие — это временное занятие, по окончанию которого туристы возвращаются в страну постоянного проживания;
- — цель путешествий туристов носит потребительский характер, в том числе она ориентирована на оздоровление, познавательное ознакомление, профессионально-деловые интересы, спортивные, религиозные и иные занятия;
- — занятия туристов не носят предпринимательского характера, т. е. не ведут к получению прибыли или дохода иной формы.
Перечисленные признаки позволяют выделить туризм из общей массы территориальных перемещений граждан как в пределах одной страны, так и между странами (рис. 1.4).
На Первой конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г., было выработано определение, относящееся к международному туризму: «Иностранный турист — это „временный посетитель“, т. е. любое лицо, посещающее другую страну, чем та, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране»[1].
Необходимость достоверного учета контингента туристов потребовала разграничения между ними и другими категориями мигрирующего населения. Так, ограниченность во времени занятием туризмом и возврат в страну постоянного проживания отделяют туристов от мигрантов, в том числе по причине сезонных передвижений населения.
Очевидны различия между туризмом и предпринимательством, при котором территориальное перемещение нацелено на получение дохода (например, так называемые челноки).
Определение «временный посетитель» объединяет два понятия: турист — как временный посетитель, находящийся по крайней мере.
24 часа в стране посещения; экскурсант — временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране посещения.
Туризм отличается от весьма схожей с ним экскурсии.
Рис. 1.4. Классификация путешествующих лиц.
Экскурсия — это также специфическая форма путешествия с познавательными, культурными, развлекательными и иными целями. Но экскурсии в сравнении с туризмом, предполагая временные выезды с места постоянного проживания, не предусматривают ночевок в посещаемых местах. Следовательно, экскурсионное обслуживание отличается от туристского, во-первых, меньшей средней продолжительностью времени путешествия, во-вторых, отсутствием гостиничных или других аналогичных услуг по размещению гостей.
Круизные путешественники классифицируются как экскурсанты, если они ночуют на борту судна во время стоянок в портах, и как туристы, путешествующие с целью отдыха, если они ночуют в гостиницах или других видах средств размещения, в то время как судно стоит в порту (в течение не менее 24 часов). Исследования показывают, что 39% стран из определения «посетитель» исключают экскурсантов, а 10% стран исключают бизнесменов[2].
В практике некоторых стран принято считать туристами только тех, кто находится в другой стране не менее 30 дней. В некоторых странах ведется учет по гражданству временных посетителей, в других — по стране их постоянного проживания, в третьих — учитывается страна, из которой состоялся непосредственный приезд посетителя. В целом ряде стран стоит проблема сбора данных о точном количестве пересечения границ, поскольку осуществляется безвизовый въезд граждан в соответствии с двусторонними соглашениями, в том числе и туристов.
Основные признаки туризма отражены в Федеральном законе от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“».
Под туризмом понимают временные выезды, путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Потребительский характер поведения туриста определяет суть его путешествия. Соответственно этому туристом, согласно российскому законодательству, считают лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющего не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Направления и цели путешествия обусловливают потребительское поведение туристов. Соответственно этому осуществляется классификация видов туризма.
По сфере распространения различают туризм внутренний, выездной и въездной.
Под внутренним туризмом подразумевают путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают.
Путешествия лиц, постоянно проживающих в данной стране, в другую страну, называют выездным туризмом.
Путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на ее территории, считают въездным туризмом. Въездной и выездной туризм считается международным.
Обычно путешествующие лица приобретают туристские услуги на рыночной основе за счет собственных средств. Путешествия могут быть организованы полностью или частично за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей — тогда туризм называют социальным. Услугами социального туризма пользуются определенные контингенты населения, в том числе инвалиды, молодежь и другие лица, находящиеся под особым социальным покровительством государства, благотворительных и общественных организаций.
Обособлен самодеятельный туризм, когда путешествия осуществляются с использованием активных способов передвижения, организуемых туристами самостоятельно.
Классификация видов туризма по цели поездки создает преимущество в определении направления развития региона, создании инфраструктуры услуг в зависимости от тех интересов, с которыми туристы посещают или будут посещать его.
По цели поездки выделяют следующие виды туризма:
- — рекреационный (отдых и лечение);
- — экскурсионный (путешествие для знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями);
- — научный (путешествие для знакомства с достижениями науки, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах, конференциях и т. д.);
- — деловой (поездки для проведения деловых мероприятий);
- — этнический (поездки для свидания с родственниками);
- — спортивный;
- — религиозный;
- — лингвистический и др.
Разнообразие видов туризма предполагает их классификацию первоначально по территориальному принципу, а внутри национального рынка — по видам туризма. Однако специальные виды туризма — конгрессный туризм, поездки с целью лечения, поездки на охоту — базируются на видовом принципе с последующим распределением по национальным рынкам.
Виды туризма могут классифицироваться и по другим признакам:
- — по используемым транспортным средствам: автотуристы, авиа, железнодорожные, морские, речные, смешанные и иные виды транспорта;
- — форме организации путешествий: индивидуальные туры и групповые (коллективные);
- — социально-демографическому составу туристов: молодежный, население трудоспособного возраста, население старших (пенсионных) возрастных групп, семейные туристы, элитарные туристы, социальные туристы;
- — профессиональному составу: врачи, юристы, преподаватели, банковские служащие и т. д.;
- — уровню доходов: высокодоходные, средний слой, социальные туристы;
- — сезонности туризма: круглогодичный, сезонный, эпизодический;
- — регионам туризма (Латинская Америка, Австралия, Ближний Восток и т. п.).
Главная цель рекреационного туризма — отдых, что делает его наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Болгарию, на Кипр и в другие страны преследуют прежде всего именно эту цель. Характерна большая продолжительность всей поездки, небольшое количество городов, входящих в маршрут, и, соответственно, большая продолжительность пребывания в одном городе. Другая особенность — широкое использование авиационного транспорта, в том числе чартерных перевозок. При поездках на отдых весьма высок спрос на размещение в двухместных гостиничных номерах.
Туристские поездки с целью лечения — индивидуальный вид поездок, хотя отдельные туристы могут объединяться туристской фирмой для совместных перевозок с тем, чтобы получить групповые скидки на проезд. Обычная продолжительность тура на лечение — 12—28 дней, т. е. значительно больше, чем по другим видам туризма[3].
В мировой и отечественной практике организации лечебно-оздоровительных поездок сложилось два подхода.
Санаторно-курортный комплекс, полученный в наследие от бывшего СССР, имевший значительную государственную и профсоюзную поддержку, предназначался для выполнения двух основных функций: во-первых, восстановительно-реабилитационной — по долечиванию больных, перенесших тяжелые заболевания и травмы; во-вторых, оздоровительно-рекреационной — по восстановлению трудоспособности и отдыха относительно здоровых людей. Соответственно этому в пакете предоставляемых услуг центральное место отводилось медицинским услугам. Это обусловило включение санаторно-курортного комплекса в систему здравоохранения РФ. Общественное признание за санаторно-курортными услугами высокого статуса социально значимого блага при резком сокращении государственной поддержки и невысокой платежеспособности потребителей осложнила вхождение в рыночные отношения, поэтому необходима разработка новых форм и методов деятельности.
За рубежом аналогом российским санаторно-курортным услугам является оздоровительно-лечебный туризм, в частности спа-туризм. Спа (здоровье через воду) имеет три основных направления:
- — медицинское — для восстановления здоровья и профилактики заболеваний, предлагаемое в виде услуг санаторно-курортных комплексов, центров реабилитации, загородных отелей;
- — классическое — с использованием водолечения, климатолечения и природных ресурсов морей, озер, термальных источников, грязи, соли, водорослей и т. п.;
- — этническое, базирующееся на нетрадиционной медицине, в том числе иглорефлексотерапия, тайский массаж, турецкий хамам, русская баня, сауна и т. п.
Спа-услуги как частное благо приобретаются на основе платежеспособного потребительского выбора, хотя в ряде случаев нуждаются в профессиональной медицинской корректировке. Комплекс спа-услуг обычно разнообразен и, наряду с высокопрофессиональным медицинским обслуживанием, в нем важное место отводится комфортабельности размещения, услугам питания, досуга, которые существенно влияют на общий уровень качества. Спрос на спа-услуги быстро растет, чему способствует распространение городских спа-центров, спа-салонов, спа-кабинетов, которые предлагают аналогичные услуги, максимально приближенные к постоянному местонахождению потребителей.
За рубежом спа-туризмом с целью лечения занимаются только фирмы, специализирующиеся на этом виде туризма. Обычно они тесно связаны с медицинскими учреждениями, ассоциациями и т. п. Поэтому большое значение для формирования спроса на поездки с целью лечения имеет информированность специалистов-медиков о возможностях лечения в другой стране. При этом необходимо учитывать и общее отношение медицинских кругов той или иной страны к различным формам курортного лечения. Например, в США значительно меньшей популярностью по сравнению с Европой пользуются курорты на базе минеральных источников.
Познавательный туризм. Для экскурсионного туризма, как и для рекреационного, характерны поездки на индивидуальной и на групповой основе. При анализе возможностей дальнейшего развития познавательного туризма необходимо выделить по каждой стране категории населения, интересующиеся познавательными поездками вообще и в данный регион, а также туристские фирмы, специализирующиеся на таком виде туризма. Познавательные поездки могут сочетаться с отдыхом и лечением, могут и предшествовать ему.
Характерная особенность познавательных поездок — это большие расстояния с посещением за одну поездку нескольких стран и городов с использованием различных видов транспорта. Наряду со значительным объемом авиаперевозок, включая чартерные, можно отметить возрастающую популярность туристских поездок по железной дороге, речных и морских круизов. В таких странах, как Австралия, все более популярным становится так называемый сельский туризм[4]. Прибывающие в сельскую местность туристы интегрируют в местное общество с целью изучения местных традиций, обычаев, занятий. Контакты различных социальных групп ведут к взаимному обогащению в организации сельскохозяйственных видов деятельности (например, изготовлению игрушек, сувениров из овечьей шерсти). Принимающая страна получает экономические преимущества в виде притока валюты (в 1993 г. Австралия получила 12 млрд долл., что составило 5,6% от ее валового национального продукта). Вместе с тем приток туристов в сельскую местность ведет к увеличению цен на потребительские товары на местных рынках, усложняет социальную обстановку в пунктах сосредоточения иностранцев. С сельским и оздоровительным туризмом тесно связан экологический туризм, что позволяет более полно учесть запросы как российских, так и иностранных потребителей[5].
Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. Поездки на автомашинах и автобусах дают большие возможности познакомиться со страной. В то же время они весьма специфичны, поэтому их принято выделять в отдельный вид туризма. Необходимо учитывать, что ими занимаются специализированные туристские фирмы, в том числе специализирующиеся на прокате автомашин. Автотуризм в большей степени, чем другие виды туризма, зависит от сезонности.
Научный (конгрессный) туризм. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конференциях, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном внутреннем и международном туризме. Конгрессный туризм дает высокий показатель по доходам от одного посетителя. Поэтому многие страны организуют у себя такого рода международные встречи. Создаются мощные конгрессные центры, располагающие комфортабельными гостиницами, с залами для заседаний. Ряд туристских фирм специализируется на проведении международных мероприятий, многие из которых объединяет Международный союз организаторов конгрессов. Большой популярностью пользуются конгрессы, предлагающие не только профессиональную программу, но и экскурсионные, развлекательные мероприятия.
Деловой (бизнес) туризм. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного международного обмена. Более того, этот вид поездок считается одним из самых перспективных, так как он базируется на объективной закономерности дальнейшего международного разделения труда.
Анализ рынка деловых поездок основывается на состоянии экономических отношений между странами. Деловые поездки чаще всего предъявляют индивидуальный спрос на обслуживание по самым высоким классам с размещением в дорогих апартаментах, закреплением на весь день легковых автомашин и т. д. Для деловых поездок характерен повышенный спрос на одноместное размещение по первому классу. Деловые поездки важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов, не требуют особых затрат на рекламу. Но для них необходима информация о порядке и сроках бронирования мест.
В последние годы увеличивается спрос на деловые поездки в составе специализированных групп по профессиям. По характеру они приближаются к познавательным, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий и однородный профессиональный состав группы предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельный вид. Такие поездки осуществляются на авиационном транспорте с обслуживанием по первому классу. Обычно для таких групп требуется 10—20% одноместного размещения.
Этнический туризм. Этот вид туризма, связанный с посещением родственников или мест рождения родителей, занимает важное место в международном туризме. Однако в этническом туризме в последние годы происходят определенные структурные изменения. Так, если несколько лет назад преобладали поездки для посещения родственников или места рождения, то вследствие смены поколений ослабляются прямые родственные связи и поездки осуществляются для знакомства с родиной предков. В результате повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, значительно меняются требования и к программе пребывания. Разновидностью этнического туризма является приграничный обмен.
Спортивный туризм отличается как разнообразием потребительских предпочтений, так и видовой сопряженностью с соответствующими видами спорта. Цель поездки может быть связана с активными занятиями спортом либо присутствием (в качестве зрителей, болельщиков) на различных спортивных мероприятиях[6]. Так, например, охотничье-рыболовный туризм по цели поездки и уровню состязательности подразделяется на развлекательный и трофейный. Специфика комплексности охотничье-рыболовного туризма проявляется в сочетании традиционных профильных услуг турпосредников, услуг питания, транспорта, организации охоты или рыбной ловли (услуги проводников, консультантов, услуги связи с применением рации, спутниковых телефонов и т. п.) с сопутствующими услугами (по обработке и оценке трофеев) и дополнительными услугами по проведению биотехнических, селекционных и иных природоохранных мероприятий.
Образовательный туризм, в частности лингвистический, — это специфическая форма временного перемещения людей с места постоянного проживания в другую местность в свободное время с целью отдыха и одновременного изучения иностранного языка.
Направления лингвистического туризма предопределены разнообразными образовательными программами для детей и молодежи, а также совмещенными с отдыхом образовательными нуждами для специалистов.
Спортивный, образовательный и многие другие виды туризма могут быть как внутренними, так и выездными (международными).
Перечисленные основные виды туризма не исчерпывают всего его разнообразия, поскольку возникают новые виды и разновидности, сочетающие различные виды деятельности и многообразие потребительских запросов и интересов.
- [1] Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра.М., 1985. С. 43.
- [2] Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра.С. 50.
- [3] Марченко О. Г. Мировой медицинский туризм смещается в страны АТР. Аналитический обзор // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1120.
- [4] Восколович Н. А., Жильцов Е. Н. Специфика развития сельского туризма // Векторнауки Тольяттинского государственного университета. Серия Экономика и управление.2017. № 2 (29). С. 22—30; Восколович Н. А. Особенности развития сельского туризмав России // Новая экономика и региональная наука. 2016. № 3. С. 333—336.
- [5] Восколович Н. А., Марьин Н. Г. Совершенствование продвижения услуг экологического туризма в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. № 3 (30). С. 12—18; Восколович Н. А., Марьин Н. Г. Управление продвижением услуг экологического туризма // Социально-экономические проблемы развитияотдельных отраслей сферы услуг / под ред. Н. А. Восколович, И. Н. Молчанова. М. :Изд-во МГУ, 2017. С. 119—127.
- [6] Восколович Н. А., Ефанова Ю. Р. Развитие конноспортивного туризма // Социально-экономические проблемы развития отдельных отраслей сферы услуг. С. 128—139.