Водный кодекс Российской Федерации
Собственники водных объектов всех форм собственности и уровней обязаны принимать необходимые меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации возникающих последствий названных явлений. Пользователи обязаны осуществлять все необходимые мероприятия санитарно-эпидемиологического, гидрои агротехнического, производственно-технологического… Читать ещё >
Водный кодекс Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Положениями Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) в стране установлена, в основном, федеральная собственность на водные объекты (ст. 8 ВК РФ). В собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться лишь водные объекты типа прудов и обводненных карьеров, расположенные на земельных участках, принадлежащих на праве собственности соответствующим из названных субъектов. Только эти типы объектов могут отчуждаться, быть в хозяйственном обороте в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые, в конечном счете, влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов из государственной собственности, не допускаются. Регулирование отношений собственности, оборотоспособности, доступа и хозяйственного использования подземных водных объектов отнесено к законодательству о недрах (ст. 22 ВК РФ).
Положениями ВК РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются водными объектами общего пользования (то есть, общедоступного, открытого и бесплатного пользования для личных и бытовых нужд), если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Кроме того, полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (береговая полоса, или, так называемый, бечевник) также предназначается для общего пользования. При этом ширина береговой полосы нормирована, в общем случае, в зависимости от протяженности и вида водного объекта.
Права пользования водными объектами реализуются через договоры водопользования. Их предоставление осуществляют в установленном порядке исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий. При этом к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Предельный срок по договору водопользования установлен равным 20 годам (ст. 22 ВК РФ).
В числе важнейших направлений использования водных объектов по решениям властных органов определены:
- • обеспечение обороны и безопасности государства,
- • сброс сточных и/или дренажных вод,
- • размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и/или плавучих платформ и искусственных островов,
- • размещение и строительство гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов и др. линейных объектов,
- • разведка и добыча полезных ископаемых,
- • проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов,
- • подъем затонувших судов,
- • сплав леса в плотах и с применением кошелей,
- • забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, в том числе лугов и пастбищ,
- • организованный отдых детей, а также ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Собственники водных объектов всех форм собственности и уровней обязаны принимать необходимые меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации возникающих последствий названных явлений. Пользователи обязаны осуществлять все необходимые мероприятия санитарно-эпидемиологического, гидрои агротехнического, производственно-технологического, мелиоративного и иного характера, обеспечивающие охрану используемых водных объектов. При этом ВК РФ предусматривает механизмы и процедуры государственного регулирования водопользования, в том числе такие, как:
- • государственный мониторинг водных объектов и учет поверхностных и подземных вод,
- • государственный водный кадастр,
- • государственный контроль использования и охраны водных объектов,
- • нормирование в области водопользования и охраны водных объектов.