Общие сведения о тенденциях развития рынка туристических организаций, индустрии туризма, туристском продукте
Особенность туризма состоит в том, что большая часть доходов от путешествий распределяется между предприятиями многих отраслей экономики — транспортом и связью, торговлей и общественным питанием, культурой и спортом, сельским хозяйством и промышленностью. В обслуживание туристов вовлекается множество производителей товаров и услуг. Налоги в бюджеты разных уровней, новые рабочие места, насыщение… Читать ещё >
Общие сведения о тенденциях развития рынка туристических организаций, индустрии туризма, туристском продукте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ современного состояния российского рынка
Особенность туризма состоит в том, что большая часть доходов от путешествий распределяется между предприятиями многих отраслей экономики — транспортом и связью, торговлей и общественным питанием, культурой и спортом, сельским хозяйством и промышленностью. В обслуживание туристов вовлекается множество производителей товаров и услуг. Налоги в бюджеты разных уровней, новые рабочие места, насыщение валютой платежного баланса реализуются через экономическую деятельность в целом на основе включения всех отраслей экономики страны в хозяйственный оборот туризма.
Туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей в современном мире. Во многих странах туризм пользуется всемерной поддержкой, поскольку способствует притоку валюты, обеспечению занятости и социальной защите населения, развитию территорий (регионов).
За последние 30 лет число туристов в мире увеличилось в 3,8 раза, а доходы от этой деятельности возросли в 25 раз. В настоящее время туризму принадлежат около 12% мирового валового продукта и первое место в мире по созданию рабочих мест. Для многих стран туризм — значительный финансовый источник.
США, например, ежегодно получают прибыль от туризма в сумме свыше 60 млрд долл. США. В экономике США туризм занимает третье место по доходам (после производства автомобилей и продуктов питания). Теперь эта сфера деятельности является также и крупнейшим после здравоохранения работодателем.
Туристская отрасль в странах, входящих в Европейский союз (ЕС), включает в себя 2 млн. организаций, на которые приходится около 5% внутреннего валового продукта (ВВП) и рабочих мест. Эти показатели варьируют от 3 до 8% в зависимости от страны — члена ЕС. Туризм в этих странах способствует развитию и других отраслей экономики, в том числе розничной торговли, выпуску специализированного оборудования, прибыль от производства которого находится на уровне 1,5 прибыли, получаемой от туризма. В последние несколько лет в Европе каждый год создавалось по 100 000 рабочих мест только в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Туризм, по прогнозам специалистов, будет относиться к экономическому направлению, развивающемуся более высокими темпами по отношению к среднему экономическому росту в странах ЕС. Ожидается, что объем европейского туризма в ближайшие 20 — 25 лет удвоится, прирост прибыли составит 3% в год, а занятость увеличится на 15% уже в первые 10 лет.
Россия, обладающая большими возможностями для развития туризма, в настоящее время не получает и десятой доли того, что могла бы получать при надлежащей организации и наличии необходимой материальной базы. Всего 0,001% составляет вклад сферы туризма в валовый национальный продукт (ВНП) России, что свидетельствует о невысоком уровне развития туризма в стране, а также является показателем степени внимания государства к этой сфере деятельности.
По мнению М. Романова, генерального директора одной из крупнейших организаций — туроператоров «Орфей», проблем много, а надежды на то, что их можно будет решить, никакой, так как решение большинства из них зависит не от туристических организаций, а от отношения федеральных чиновников к туризму. Он считает, что передача отрасли туризма в Агентство по физической культуре и спорту в результате очередной правительственной реорганизации в 2004 г. говорит о том, что развитие туризма не является приоритетным направлением на государственном уровне.
Несмотря на подобное отношение правительства к туризму, туристский рынок России растет быстрее, чем экономика страны в целом. Это говорит о том, что российский туризм обладает высоким потенциалом для повышения своего вклада в решение основных задач, стоящих перед страной, в том числе для устойчивого экономического роста, в области повышения занятости населения и др. К сожалению, развитие туризма в России находится на начальном этапе. Российские граждане пока не столь активны в желании повидать исторические и культурные ценности зарубежных стран, как жители некоторых европейских государств. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей страны отправляются в путешествия, то в России этот показатель существенно ниже. При этом пользуются услугами туристических фирм по организации своего путешествия только около 5% граждан.
Туризм в России готов к тому, чтобы, как в большинстве развитых стран мира, иметь собственный отраслевой орган управления. Создание самостоятельной отраслевой структуры управления туризмом объективно назрело. Из-за отсутствия единого координирующего органа многие возможности туризма в России не могут быть реализованы. Необходим стратегический подход к разработке чрезвычайных программ действий на всех уровнях управления, направленных на развитие как внутреннего, так и международного туризма.
Понятие «рынок» может трактоваться с различных точек зрения. С философской точки зрения в понятие рынка вкладывается способ мышления, поведения хозяйствующих объектов и способ организации общественного производства. При акценте на экономическое содержание данного понятия рынок определяется как сфера товарного обмена; место, где происходит торговля; совокупность сделок между покупателями и продавцами; предложение и спрос на товары и услуги; совокупность покупателей того или иного вида товаров (услуг).
Под рынком туризма будем понимать всю совокупность туристических организаций, действующих в данной сфере.
В 1960—1980 гг. в бывшем СССР основное внимание уделялось внутреннему туризму, особенно социальному туризму, а также развивались, хотя и в меньшей степени, международные туристские связи. На долю социального туризма приходилось около 80% внутреннего туризма и 50% международного.
Во второй половине 1980 гг., в годы так называемой перестройки, из-за резкого снижения бюджетных средств на дотации в социальный туризм объемы внутреннего туризма значительно снизились, что привело к падению числа туристов в 30 раз в основном за счет слабо защищенных слоев населения.
В туризме, как и во многих других отраслях экономики, были отвергнуты прежние концепции, но не было предложено других, направленных на возрождение российского туризма на новых принципах.
Однако деятельность туристических организаций продолжалась. Начали восстанавливаться прямые деловые отношения с зарубежными партнерами, продолжилась деятельность по организации как внутреннего, так и международного туризма. В период перестройки туризмом продолжали заниматься как государственные структуры (Госкоминтурист СССР, ЦСТЭ ВЦСПС, Бюро международного молодежного туризма «Спутник»), так и вновь созданные частные туристические организации («Роза ветров», «Содис», турбюро «Москва» и др.). После распада в 1991 г. СССР с 1992 г. все государственные туристические организации были преобразованы в акционерные общества.
В 1993 г. была образована Национальная туристическая ассоциация, затем Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), которая в настоящее время переименована в Российский союз туриндустрии, объединивший предприятия транспортного, гостиничного, страхового, юридического, банковского, образовательного и других секторов туристической индустрии, представителей СМИ, региональных туристических администраций.
В 2000 г. появились первые российские сетевые объединения туристических организаций.
Развитие туризма в мире в последние годы происходит нарастающими темпами. Туристический рынок с 2000 по 2004 г. вырос в среднем на 20…25%, несмотря на глобальные природные катастрофы, а объемы продаж туров крупных туристических организаций в рамках внутреннего туризма растут еще быстрее — на 14… 15% в год.
В 1996 г. «Натали Туре» объявила об открытии собственного сайта в Интернете и начала бронирование в режиме реального времени. Позднее открыли сайты туристические фирмы «Спутник», «Интурист», «Большое путешествие», «Бегемот». В настоящее время в Интернете действует около 600 ресурсов российских туристических организаций.
По прогнозам Всемирной туристической организации (ВТО), к 2012 г. Россия должна войти в первую десятку наиболее посещаемых стран мира. Сейчас можно утверждать, что российский туристический бизнес выстоял в напряженной конкурентной борьбе с иностранными компаниями и занял прочные позиции на туристическом рынке.
На рынке туристических услуг в настоящее время действует два типа компаний: туроператоры и турагенты.
Туроператор — это компания, производящая туристские услуги из различных компонентов (оформление визы, покупка авиабилета, размещение в гостинице, трансфер, экскурсионное обслуживание, оформление страховки).
Турагент — магазин по продаже туристских услуг (путевок).
Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным в России по числу туристов является внутренний туризм, а по обороту, т. е. общей стоимости проданных путевок, — выездной. В целом на 1 руб. экспортируемых услуг туристам приходится 2,8 руб. импортируемых услуг. Многие причины, сдерживающие становление конкурентоспособной сферы туризма в России, связаны с гостиничным хозяйством, оказывающим значительное влияние на уровень туристского сервиса. Число гостиниц, а также санаторно-курортных организаций для отдыха сокращается из года в год, при этом уменьшается их единовременная вместимость. Доля некатегорийных гостиниц довольно велика (более 65%), что негативно влияет на качество услуг размещения.