Игра «Хор». Игра как часть занятий по развитию речи дошкольников
Подытожив ответы детей: «Было непонятно, потому что они сказали все вместе сразу все слова», воспитатель обращается к детям с другим вопросом: «Кто-нибудь из вас сможет так же, как эти дети, сказать все слова вместе и сразу?» Желающим предлагает попробовать так сказать. После неудачной попытки дети заметят, что нельзя так сразу вместе, можно только отдельно произнести слова, и тем самым выделят… Читать ещё >
Игра «Хор». Игра как часть занятий по развитию речи дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приём, использованный в этой игре, является центральным в обучении, а проведение этой игры требует предварительной подготовки. Воспитатель заранее учит несколько детей до занятия произносить слова предложения не последовательно, а одновременно. При этом все слова предложения должны иметь одинаковую структуру, то есть состоять из одинакового количества слогов и меть ударение на определённом слоге. Это облегчает детям одновременное произнесение слов, но делает высказывание нерасчленённым, а именно этим создаётся проблемная ситуация.
Занятие начинается с обращения к детям: «Внимательно послушайте то, что сейчас вам скажут дети-слова». По сигналу воспитателя дети одновременно произносят каждый своё слово. Воспитатель интересуется, поняли ли дети то, что сказали дети-слова. Скорее всего, дети ответят, что не поняли, или будут пытаться угадать, что же они сказали. Разумеется, воспроизвести предложение они не смогут. Можно предложить им прослушать ещё раз и снова спросить: «Почему непонятно?» Ответы могут быть самые разные-очень быстро говорят дети-слова, надо лучше выговаривать слова и так далее. Тогда следует задать другой вопрос: «Как нужно сказать, чтобы стало понятно?» Дети чаще всего догадываются сами и говорят, что нужно слова произносить по очереди.
Подытожив ответы детей: «Было непонятно, потому что они сказали все вместе сразу все слова», воспитатель обращается к детям с другим вопросом: «Кто-нибудь из вас сможет так же, как эти дети, сказать все слова вместе и сразу?» Желающим предлагает попробовать так сказать. После неудачной попытки дети заметят, что нельзя так сразу вместе, можно только отдельно произнести слова, и тем самым выделят другое свойство речи-отдельность каждого слова, входящего в предложение. А воспитатель подведёт итог: «Только в игре несколько человек могут сразу сказать все слова, а один человек не может. Он говорит сначала одно слово, потом другое» .
На этом же занятии, когда дети повторят слова предложения последовательно, вводится термин «предложение». Дети говорят" «мы идём гулять», а воспитатель уточняет, что они сказали предложение. Таким образом, этот термин вводится без определения и используется на других занятиях так же, как термин «слово». В результате дети усваивают оба термина.