Методы изучения покупательского спроса
Если реализованный спрос можно оценить по размеру фактически проданных товаров, то неудовлетворенный спрос выявить и оценить количественно очень трудно. Поэтому чаше всего основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения. Розничный товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования… Читать ещё >
Методы изучения покупательского спроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос.
Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителям товарах и ценах, которые они готовы за товары заплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявить тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы, но закупкам товаров. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.
Изучение спроса населения можно проводить в двух направлениях:
- 1) изучение общего объема спроса и группового ассортимента;
- 2) изучение внутригруппового ассортимента, потребительских оценок качества и оформления товаров.
Материалы изучения покупательского спроса используются в коммерческой деятельности для решения двух взаимосвязанных задач:
a) правильного формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
b) своевременного пополнения ассортимента товаров на торговом предприятии путем их регулярного завоза в соответствии со спросом населения.
Существуют различные способы и методы изучения покупательского спроса.
Функции и методы по изучению спроса в оптовой и розничной торговле разграничивают, чтобы данные одного звена дополнялись и уточнялись данными другого звена торговли, образуя единую систему учета и анализа спроса.
Оптовые торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса.
В оптовой торговле существуют различные способы изучения и прогнозирования спроса. Оптовые торговые предприятия используют следующие методы изучения спроса:
ь оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период;
ь изучение и обобщение заявок и заказов оптовых покупателей на приобретение и поставку товаров;
ь изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на централизованную доставку и завоз товара;
ь учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей;
ь проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями.
Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних оптовых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), которые изучают общий объем спроса (емкость рынка) и внутригрупповую структуру спроса на закупаемые товары.
Розничные торговые предприятия применяют также определенные способы изучения спроса покупателей:
анализ показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости;
анализ реализованного и нереализованного спроса населения.
Наиболее распространенной формой проявления спроса является показатель розничного товарооборота.
Розничный товарооборот — это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Анализ структуры розничного товарооборота помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров.
Но товарооборот как выражение спроса позволяет судить только о реализованных потребностях покупателей. Но существует еше и нереализованные потребности, т. е. неудовлетворенный спрос.
Если реализованный спрос можно оценить по размеру фактически проданных товаров, то неудовлетворенный спрос выявить и оценить количественно очень трудно. Поэтому чаше всего основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения.
Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:
I. отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров;
II. слишком высокие цены на товары, не соответствующие доходам населения.
Для изучения неудовлетворенного спроса применяют:
ь карточки учета неудовлетворенного спроса (ведут продавцы);
ь контрольные листки (заполняют сами покупатели);
ь прием заказов от покупателей на товары достаточного ассортимента, временно отсутствующего в продаже;
ь проведение дня учета неудовлетворенного спроса.
Анализ реализованного спроса заключается в изучении ассортиментной структуры товаров и учете движения товарных запасов, что позволяет определить, сколько и каких товаров продано.