Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Что такое цель и целеполагание?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно здесь мы встречаемся с таким принципиально важным процессом, как целеполагание. Это мыслительный процесс, в котором нам приходится подвергать свое сознание непростому испытанию. Наградой становится результат особого рода — появление определенного вектора перемен, начало которого связано с желаниями, потребностями, мотивами конкретного субъекта («хочу»), а конечной точкой служит идеальный… Читать ещё >

Что такое цель и целеполагание? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для начала уточним смысл некоторых терминов. Любой процесс — это всегда изменение. Конструктивно в любом наблюдаемом процессе выделяются четыре компонента (рис. 4.11):

— вход — ресурс процесса;

Компоненты процесса.

Рис. 4.11. Компоненты процесса

  • — состояния — некие свойства, наблюдаемые в некие моменты времени;
  • — изменения — смена состояний;
  • — результат — выход процесса.

Процесс может быть естественным, например, рост растений, эрозия почвы, течение реки, когда природа проявляет себя по божьему замыслу. Но процесс может задаваться желанием и волей человека. И здесь уже можно говорить о желаниях («хочу») и целях, которые можно говорить о желаниях («хочу») и целях, которые ставит человек как субъект деятельности, ради достижения которых он и запускает конкретный процесс (рис. 4.12).

Что такое цель и целеполагание?

Это еше не означает, что желание человека совпадет с его возможностями, однако меру приближения к задуманному можно оценить, если задуманное удается каким-либо образом зафиксировать еше до начала преобразования.

Рис. 4.12. Компоненты процесса, затеянного человеком

Тогда, наблюдая за процессом изменений, можно не только руководствоваться критериями «нравится» — «не нравится», но и оценить меру соответствия полученного результата запланированному. Все это становится возможным, если мы имеем представление о том, что же, собственно, хотим увидеть по завершении нашего воздействия.

Таким образом, еще до начала какого-либо действия мы должны представлять себе будущий результат. Это означает, что вы как тьютор, взявшийся за преобразование сознания обучающегося, должны вначале предвосхитить в своем сознании как конечный результат изменения в сознании обучающегося, так и его промежуточные состояния.

Ключевая трансформация желаемого результата учебной деятельности в ходе целеполагания.

Рис. 4.13. Ключевая трансформация желаемого результата учебной деятельности в ходе целеполагания

Именно здесь мы встречаемся с таким принципиально важным процессом, как целеполагание. Это мыслительный процесс, в котором нам приходится подвергать свое сознание непростому испытанию. Наградой становится результат особого рода — появление определенного вектора перемен, начало которого связано с желаниями, потребностями, мотивами конкретного субъекта («хочу»), а конечной точкой служит идеальный образ будущего результата с заданными параметрами и свойствами, зависящими от объективных факторов («надо») — рис. 4.13.

Постарайтесь увидеть разницу между этими двумя категориями («хочу» и «надо») в нашем образовательном контексте.

То, что желает взрослый обучающийся, приходя на занятие, чаще всего связано с его актуальными потребностями, которые никак не могут быть сформулированы с помощью терминов учебного занятия. Это, например, решение профессиональных проблем на предприятии, рост карьеры и др. Даже более конкретные желания, связанные с образовательными потребностями, нс могут служить целям учебного занятия. Желаемый результат учебного занятия и желаемый для обучающегося результат его участия в занятии — это не одно и то же. Здесь цели (как отражение «надо») соотносятся с исходными условиями (как отражение «хочу»), как конкретное соотносится с абстрактным.

Появление подобного образа будущего результата учебного процесса позволяет говорить о появлении цели предстоящей деятельности. У вас может возникнуть вопрос: «Так что же такое „цель“?» Попытайтесь ответить на него, выполнив следующее задание.

Задание_

Существуют различные точки зрения на то, что такое цель и каковы ее характеристики.

Выберите из приведенного ниже перечня некоторых наиболее известных характеристик цели те из них. которые, с Вашей точки зрения, отражают смысл этого понятия, и дополните их своими определениями.

  • — Наличие цели возможно только при наличии субъекта.
  • — Цель предполагает наличие у субъекта потребности.
  • — Цель отражает потребность.
  • — Цель всегда осознается субъектом.
  • — Цель представляется как некий мысленный образ.
  • — Цель — это то, что предваряет результат.
  • — Цель направляет активность субъекта.
  • — Цель определяет содержание деятельности.
  • — Цель предопределяет последовательность действий, выступает в функции проекта деятельности.
  • — Цель — субъективная категория, так как у каждого человека есть свои цели.
  • — Цель задает путь движения.

Практически все эти суждения, дополняя друг друга, отражают разнообразные грани целей человеческой деятельности. Эти же суждения имеют прямое отношение к целям учебной деятельности. При этом хорошо бы представлять себе цель не как точку в пространстве, а как некое пространство, в которое направляется вектор преобразований знаний, умений, навыков, способностей обучающихся.

Обобщая сказанное, можно предложить следующую формулировку цели деятельности: цель деятельности — это некоторый связанный с потребностью человека субъективный образ, представление о будущем результате деятельности. Этот образ настолько конкретен, что позволяет человеку выстраивать и направлять свою активность на создание этого результата в надежде, что его потребность будет удовлетворена.

Таким образом, рассуждая о целях деятельности, мы имеем в виду построение образов-представлений будущих результатов, вектор активности субъекта как направленное его движение к результату.

Что же такое «целеполагание»? Согласно нашему разделению целей на два класса — «хочу» и «надо», мы можем говорить о двух подходах к пониманию термина «целеполагание».

Первый — чрезвычайно упрощенный и малопригодный для тьютора — подход связан с этимологией слова «целеполагание». Это процесс установления, назначения или полагания человеком некоторой цели будущей деятельности. Этот подход без тщательного разъяснения различий между целями основан, скорее, на осознании «хочу» — удовлетворении возникшей индивидуальной потребности конкретного субъекта. Этот подход присущ обыденному сознанию и представлению о целеполагании.

Второй подход предполагает рассмотрение, исследование, установление таких условий, при которых у человека появляется возможность построить образ будущего результата, востребованного другим. Вот это «востребованное другим» существенно меняет позицию. При таком подходе в формулировке целей уже задаются критерии, позволяющие сопоставить результат деятельности с поставленной целью («надо») и с ожиданиями («хочу»). Это подход, в котором понимаются различия между «хочу» и «надо».

Можно сказать и так: этот подход позволяет разместить цель-желание (цель «хочу») и цель-требование (цель «надо») в контексте требований, условий, то есть ограничений, задаваемых как извне, так и возможностями самого субъекта.

Попробуем вместе обнаружить основные особенности, связанные с осуществлением целеполагания в учебном процессе, которые следует освоить тьютору.

Первая особенность состоит в том, что конечный результат целеполагания зависит от того, какими смысловыми цепочками вы пользуетесь при описании учебной цели в ходе ее кристаллизации в среде желаний и по;

Рис. 4.14.

Рис. 4.14.

Смысловые

цепочки для описания целей

требностей обучающихся. На рис. 4.14 представлены примеры нескольких смысловых цепочек. Вторая особенность связана с представлениями о простой и сложной деятельности и соответствующих ей целях. Существуют цели, достижение ко;

торых предполагает включение незначительных ресурсов человека (например, при необходимости оградить цветочную клумбу от бродячих кошек). Но существуют и такие цели, для достижения которых требуется развертывание сложной системы деятельности, в которой каждый промежуточный шаг оказывает влияние на конечный результат. Эти цели побуждают к вовлечению в деятельность множества субъектов совместной деятельности. Будем называть сложную деятельность социальной кооперацией, где каждый впереди стоящий субъект передает следующему как эстафетную палочку результат своего труда. Для нас это весьма важная особенность, поскольку ДО и любое учебное занятие в этой среде, по суги, представляет собой подобную социальную кооперацию, или команду.

В социальных кооперациях как сложных системах деятельности порождение образа желаемого результата и осуществление функции контроля на предмет адекватности этому образу может принадлежать одному человеку, а собственно получение соответствующего образу результата — другому. Это открывает нам еще одну особенность целеполагания как процесса. Таким образом, третья особенность целеполагания в учебном процессе ДО состоит в том, что полагание цели может осуществляться одним субъектом, а целедостижение — другим. Один человек предлагает образ будущего результата в функции цели другому. Соответственно, второй, принявший предлагаемый образ, воспринимает его как цель, относительно которой он и начинает разворачивать собственную деятельность. Для нас особенно важно, что на каждом уровне происходит конкретизация цели и ее содержательное пополнение с помощью той же самой развилки «хочу — надо».

Четвертую особенность попробуем выразить так. Для каждого человека содержание описанного и представленного вовне образа как цели субъективно. Так, один уже имеет развернутое представление о цветочных клумбах и способах их ограждения от кошек, другой совершенно не представляет, на что они (кошки) способны, третий построит образ, близкий к большой перевернутой кастрюле, под которую кошке ну никак не забраться.

Понимание этой особенности также важно для тьютора. Тьютор находится в кооперационной цепочке. Ему передается пакет учебно-методических материалов, созданных его партнерами. Поэтому успешность его деятельности во многом зависит от того, насколько адекватно он понял те цели, которые ему транслировали другие члены команды. Адекватное понимание целей обеспечит тьютору вхождение в пространство своей деятельности, а главное — позволит сформулировать собственные цели, не противоречащие ожиданиям обучающихся.

Рассмотренные особенности оказывают влияние не только на результаты целеполагания, но и на разработку проекта по их достижению, о чем мы поговорим в следующем разделе.

Теперь мы можем определить, что же такое «целеполагание». В качестве рабочей примем следующую версию.

Целеполагание — это процесс, завершающийся фактом появления в сознании определенного образа-представления, который может быть использован субъектом, ожидающим получения соответствующего результата, в функции цели, но может быть и транслирован другому субъекту, воспринимающему данный образ как цель осуществления собственной деятельности.

Эти соображения приведены здесь для уточнения основных терминов и понятий, а также для того, чтобы сосредоточить вашу мысль на сложности и неоднозначности проблемы целеполагания, подготовив тем самым ваше сознание к обсуждению особенностей целеполагания в системе ДО.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой