Состояние общественного питания в г. Минске
Центральные районы Минска представляют особый интерес для бизнеса в силу большой плотности культурно-бытовых и развлекательных объектов. Вместе с тем здесь сохраняется проблема получения помещений, поскольку свободных мест, где можно было бы открыть предприятие, не осталось. Специфика центральных районов определяет структуру предприятий общественного питания — удельный вес ресторанов, баров, кафе… Читать ещё >
Состояние общественного питания в г. Минске (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как показал опрос руководителей нескольких предприятий общественного питания в Минска, руководители заинтересованы в получении данных, позволяющих грамотно формировать ассортиментную политику предприятия и состав меню. Следует также отметить, что все респонденты посчитали необходимым иметь обоснованную информацию об оптимальном ассортименте по каждой группе блюд, обеспечивающем максимальный доход.
Также исследования показали, что в среднем в обычном предприятии общественного питания в меню представлены 80−100 блюд. В большинстве случаев имеются холодные и горячие закуски, первые блюда, вторые блюда, алкогольные и безалкогольные напитки и десертные блюда. Количественный состав блюд в зависимости от группы значительно колеблется.
Рисунок 4 Удельный вес группы блюд в меню в среднем по предприятиям общественного питания Из групп, которые не заказываются, чаще всего названы:
- · десерты;
- · первые блюда;
- · горячие закуски.
Зачастую в самом меню отсутствуют первые блюда и десерты.
Причинами отсутствия, ограничения изготовления этих блюд в меню является их низкая рентабельность, большой объем трудозатрат на изготовление, низкий уровень спроса, деятельность специализированных учреждений общественного питания, осуществляющих доставку, например, обедов в офисы и на дом. Ограничения закупок алкогольных напитков связаны с особенностями работы с ними, в некоторых случаях — с ужесточением контроля со стороны фискальных органов за реализацией этих пунктов меню [11].
Политика формирования товарно-продуктовых запасов была изучена нами по критериям, приведенным в таблице 3.
Таблица 1 Приоритетные направления в формировании ассортимента продукции на предприятиях общественного питания.
№ п/п. | Тенденции формирования ассортимента. | % опрошенных. |
Увеличение ассортимента по всем группам блюд. | 35%. | |
Увеличение ассортимента отдельных групп блюд. | 11%. | |
Сохранение ассортимента на прежнем уровне. | 2%. | |
Формирование ассортимента в зависимости от спроса и предложения. | 37%. | |
Отсутствие тенденции. | 15%. |
Как свидетельствуют приведенные данные, большинство предприятий общественного питания формирует ассортимент в зависимости от спроса и предложения. Меньшая часть увеличивает ассортимент по всем группам блюд. Значительные изменения на рынке общественного питания подтверждает тот факт, что лишь 2% респондентов предпочитают оставить ассортимент на прежнем уровне. В практике формирования ассортиментного состава меню в ресторанах немалую роль играет мода на национальные кухни.
Реклама является основным средством приближения нового предприятия к потребителю. Дешевые блюда, включаемые в комплексные обеды, и безалкогольные напитки, как правило, рекламируются не только в меню, но и посредством уличной рекламы. Однако во многих ресторанах существует ряд эксклюзивных блюд, подаваемых постоянным клиентам или при специальном заказе. Большинство предприятий среднего уровня проводят различные рекламные мероприятия, например, дегустации новых блюд с приглашением специалистов. На вопрос анкеты, как часто предприятие общественного питания вводит в меню новые блюда, были получены следующие ответы (рисунок 5).
Рисунок 5 Структура предприятий общественного питания по частоте изменения ассортимента По данным рисунка 3 можно заключить, что чаще всего ассортимент меняется в ресторанах, реже всего — в столовых. То есть, налицо тенденция отсутствия инвестиционных ресурсов, связанная с собственными финансовыми возможностями предприятий общественного питания.
Оптимистично выглядят данные об изменении структуры спроса в зависимости от рекламы новых блюд среди постоянных и случайных посетителей (рисунок 4).
По данным рис. 4 можно заключить, что наибольшее соответствие предпочтений наблюдается у постоянных посетителей. Наряду с этим среди случайных посетителей наблюдается меньшая зависимость от рекламы и введения в ассортимент новых блюд. Однако, этот анализ не был бы полным, если бы не проводился валовый анализ структуры выручки в зависимости от типа клиентов предприятия общественного питания.
Рисунок 6 Зависимость изменения предпочтений посетителей от рекламы По обороту, востребованности услуг, количеству предприятий и численности занятых работников сегодня ресторанный бизнес — в числе лидеров. Вместе с тем эта отрасль, как никакая другая, в ходе реформирования экономики претерпела революционные изменения.
Ежегодный прирост предприятий ресторанного бизнеса в Минске составляет 4%, или около 200 предприятий. На начало июля 2009 года зарегистрировано 4873 заведения общественного питания:
Рисунок 7 Количество предприятий общественного питания С начала 90-х годов сеть общественного питания увеличилась в 6,5 раза. Летом она увеличивается примерно на 700 точек за счет открытия летних кафе.
Растущая конкуренция привела к поиску наиболее эффективных методов обслуживания населения, возникла необходимость в недорогих, но с хорошим уровнем кухни и сервиса предприятиях общественного питания. Руководители респектабельных ресторанов стали стремиться зарабатывать не на космических ценах, а на количестве посетителей.
Минский рынок фаст-фуда характеризуется низкой долей заведений так называемого мелкорозничного фаст-фуда в общем количестве предприятий общественного питания и составляет около 15%. Данные точки, как правило, размещены вблизи станций метро, вокзалов. Основная масса предприятий быстрого питания — стационарные. Это одна из причин более высокого качества блюд, уровня обслуживания, лучшего соотношения цены и качества. У жителей и гостей столицы с каждым годом все больше возможностей выбирать рестораны, кафе, бары не только по набору сервисных услуг, но и по кухне. В городе насчитывается 140 предприятий с различными национальными кухнями.
Новым направлением ресторанного рынка можно считать открытие по-настоящему загородных ресторанов.
Особенностью ресторанного бизнеса Минска можно считать развитие сетей кофеен. Рынок этот молодой — всего 8 лет, но уже есть предприятия, успевшие себя прекрасно зарекомендовать. Кофейни начинают серьезно конкурировать с кафе только в том случае, когда организуют собственное производство кондитерских изделий. Для этих предприятий характерны малые площади, стремление освоить территории с большой проходимостью и доступностью.
Поэтому в первую очередь они стали появляться в центральных районах города, где сконцентрирована деловая и торговая активность, культурно-развлекательный бизнес. Хотя кофейни и являются конкурентами, каждая из них находит свою нишу, здесь много новых идей, в каждой из них есть свое рациональное зерно, которое может привести к успеху.
Развитие сферы общественного питания создает иллюзорное представление у непрофессионалов о предприятиях общепита, как об источнике получения больших и быстрых денег. Предприниматели открывают кафе, бары, закусочные без исследования рынка и обоснования необходимости и экономической целесообразности открытия предприятия в конкретном месте, что нередко приводит к их скорому краху.
Центральные районы Минска представляют особый интерес для бизнеса в силу большой плотности культурно-бытовых и развлекательных объектов. Вместе с тем здесь сохраняется проблема получения помещений, поскольку свободных мест, где можно было бы открыть предприятие, не осталось. Специфика центральных районов определяет структуру предприятий общественного питания — удельный вес ресторанов, баров, кафе в общем количестве предприятий составляет 77,6%. В условиях жесткой конкуренции в центральных районах выживают предприятия с высоким уровнем обслуживания и, как правило, с самобытной хорошей кухней и оптимальным соотношением цены и качества услуг. Основные причины закрытия предприятий общественного питания центральных районов: слабый менеджмент, предприниматели заранее не планируют ценовую и маркетинговую политику, не учитывают степень концентрации предприятий-конкурентов, особенности контингента, высокую арендную плату.
В районах, отдаленных от центра города ведется массовая застройка, как правило, в «спальных» районах, где мало места для отдыха и практически нет промышленных предприятий. Структура предприятий ресторанного бизнеса здесь резко отличается от центральных районов. Удельный вес кафе, столовых в общем количестве предприятий составляет 86,7%. Это, как правило, формат фаст-фуд — закусочные, бистро, расположенные вблизи торговых центров, рынков, станций метрополитена и мест отдыха.
Главная цель в сфере ресторанного бизнеса на ближайшие годы — добиться того, чтобы обслуживание населения соответствовало стандартам проживания в городе Минске. Так, основным нормативом является обеспечение шаговой доступности потребительских услуг для населения города, т. е. ресторан или кафе должны располагаться в 10 минутах ходьбы от их места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта.
Не менее важно достичь баланса крупных и мелких предприятий ресторанного бизнеса, исходя из особенностей района, создать и развить сети общественного питания, увеличить количество ресторанов и кафе с разными национальными кухнями.
Особое внимание будет уделено развитию сетей предприятий общественного питания, ориентированных на обслуживание гостей города, а также на совершенствование системы питания в общеобразовательных учебных заведениях. Кроме того, определяется приоритетное размещение стационарных точек быстрого питания различных классов и типов в местах с большой проходимостью: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в зданиях железнодорожных и автовокзалов, в крупных торговых, торгово-деловых, развлекательных и культурных центрах, рынках, парках и зонах отдыха.
Но главное, чтобы структура, объем и качество услуг соответствовали платежеспособному спросу населения. Именно этот принцип должен стать основным для развития ресторанного бизнеса [6].