Роль персонала в подготовке товаров к продаже
В зависимости от формы организации торговли рабочие места продавцов подразделяют на индивидуальные и бригадные. При индивидуальной организации рабочего места каждый продавец несет индивидуальную материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь и имеет место для отпуска товаров, оборудования, инвентарь, товар и т. д. При бригадной организации рабочих мест члены бригады несут… Читать ещё >
Роль персонала в подготовке товаров к продаже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большое значение имеет планировка рабочих мест. За счет правильного распределения рабочих мест работникам магазина будет удобнее выполнять свою работу и быстро обслуживать покупателей.
Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Необходимость проведений операций предварительной подготовки товаров к продаже в магазинах объясняется тем, что значительная часть товаров, произведенных промышленными и перерабатывающими предприятиями, поступает в торговлю в неподготовленном к реализации состоянии. Поэтому работники магазинов вынуждены выполнять перед подачей товаров в торговый зал различные операции, которые фактически являются продолжением процесса производства в сфере обращения. Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала. В соответствии с правилами продажи реализация технически сложных товаров, не прошедших предпродажную подготовку, запрещается (см. Приложение).
Рабочее место продавца — это часть площади торгового зала магазина с торговым оборудованием и инвентарем для выкладки товаров и обслуживания покупателей.
Для продажи товаров рационально организуйте рабочее место продавца, которое обеспечит:
- § свободный проход покупателей к товарам при самообслуживании;
- § повышение культуры обслуживания покупателей;
- § увеличение товарооборота;
- § увеличение пропускной способности магазина;
- § рациональное размещение выкладки и демонстрации товаров.
В зависимости от формы организации торговли рабочие места продавцов подразделяют на индивидуальные и бригадные. При индивидуальной организации рабочего места каждый продавец несет индивидуальную материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь и имеет место для отпуска товаров, оборудования, инвентарь, товар и т. д. При бригадной организации рабочих мест члены бригады несут материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь, с бригадой закрепляется отдел, секция, магазин. Зависимости от устройства торгового оборудования рабочие места продавцов подразделяют на: открытые, полузакрытые и закрытые. Открытые рабочие места — это такая организация рабочего места продавца, когда товары не отделены линией прилавков от покупателей и площадь рабочих мест объединена с площадью для покупателей. Полузакрытые рабочие места отделены от площади для покупателей тумбами, между которыми есть проходы к товарам, доступ покупателей к товарам регулируется продавцами. Закрытые рабочие места — это такая организация рабочего места, когда продавца и товары от покупателя отделяет прилавок.
На рабочем месте выполняют следующие операции:
- · показ, выбор товаров;
- · консультирование покупателей;
- · расчеты за товары и его упаковку;
- · предоставление услуг.
Рабочие места продавцов должны отвечать следующим требованиям:
- · надавить максимум удобств покупателю для осмотра товаров;
- · обеспечивать рациональную организацию труда;
- · обеспечивать сохранение качества товаров;
- · предоставлять возможность удобно, красиво разместить ассортимент товаров и их запасы.
Запасы товаров условно разделяют на: рабочий, выставочный и резервный. Рабочий запас — это товары для непосредственной продажи, находящиеся на рабочем месте продавца. Выставочное запас — это образцы товаров, предназначенные для информации покупателей об ассортименте товаров, имеющихся в продаже.
Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов.
Размещение товара должно происходить строго определенным образом и соответствовать определенным требованиям.
Важнейшими из этих требований являются:
- · свободное движение покупательского потока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, превышает норму на 13%, обычно для этих целей отводится 27−30% площади торгового зала;
- · обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;
- · создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий степень использования площади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организация технологических процессов, ухудшается обозримость товаров.
В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года в пределах 17−22'C, в теплый период — не превышает 28'C. Скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не превышает 75%, в теплые период года она может быть в пределах от 55% (при 28'C) до 75% (при 24'C).
Можно сделать следующие выводы:
- · архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой;
- · экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей;
- · санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться; особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин; функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.
При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.
Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.
Роль персонала в подготовке товаров к продаже играет значительную роль. Она заключается фасовке, маркировке товаров, подготовке фасовочного инвентаря, подготовке рабочего места и т. д.