Характеристика элементов уровней структуры языковой личности
Умение воспринимать различные значения многозначной фразы. Сопоставлять и делать нужные выводы относится к высшим уровням речевой способности, является своеобразным искусством. Однако умение идти от поверхностного восприятия фразы вглубь важно не только для непринужденного ведения беседы, оно имеет и практическую ценность: очень важно умение не принимать суждения, пусть даже очень убедительные… Читать ещё >
Характеристика элементов уровней структуры языковой личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обобщенные высказывания — элемент тезаурусного уровня структуры языковой личности
Обобщенными высказываниями мы будем называть фразы, отличающиеся максимальной смысловой свернутостью: пословицы, поговорки, афоризмы. Высказывания такого типа содержат множество путей конкретизации заключенного в них обобщенного смысла, что проявляется в возможности различной его интерпретации. Характер толкования лаконичных изречений зависит от многих причин: жизненного опыта интерпретатора, совокупности его лингвистических и нелингвистических знаний, а также уровня его интеллектуального развития, позволяющего устанавливать смысловые связи между входящими в высказывание понятиями и внеязыковой действительностью, а также между самими понятиями. Конечно, большую роль играет и умение отражать смысловые отношения в связной языковой форме.
Многозначные абстрактные понятия объяснить непросто, даже если они общеупотребительны и на первый взгляд очевидны. Обобщенные высказывания также часто воспринимаются поверхностно или односторонне. Поверхностное толкование, как правило, связано с недостаточными познаниями интерпретатора, его неумения выйти на уровень глубинного знания, значения. Односторонность толкования может быть связана с подчинением определенной цели: подтвердить свою мысль или же исказить смысл чужого высказывания при передаче, что достигается выбором нужного значения из нескольких возможных. Подобные явления отмечаются в современных средствах массовой информации, когда политические противники в своих целях трактуют какую-либо идею однозначно, представляя такое толкование как окончательное и полное.
Умение воспринимать различные значения многозначной фразы. Сопоставлять и делать нужные выводы относится к высшим уровням речевой способности, является своеобразным искусством. Однако умение идти от поверхностного восприятия фразы вглубь важно не только для непринужденного ведения беседы, оно имеет и практическую ценность: очень важно умение не принимать суждения, пусть даже очень убедительные, безоговорочно. Сопоставление различных точек зрения, собственная интерпретация высказывания помогут сделать вывод, принять обдуманное решение.
Согласно структуре языковой личности, рассматриваемой в нашей работе, обобщенные высказывания являются элементами когнитивного (тезаурусного) уровня, поэтому употребление их в речи отражает картину мира говорящего.
На наш взгляд, есть необходимость исследовать способность старшеклассников к толкованию высказываний, имеющих обобщенный характер, экспериментальным путем для выявления картины мира и доминирующего восприятия действительности, отраженной в концептах и генерализованных идеях.