Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, зрительная память — вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необходимо использовать игры и упражнения, построенные на реальных предметах. Лишь тогда, когда детям будет доступно легкое узнавание и запоминание, можно использовать цветные и черно — белые изображения предметов, схематические… Читать ещё >

Особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

зрительный память настольный игра Как и все психические процессы, в дошкольном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Это является характерной особенностью ее изменений. Память в этом возрасте становится мыслящей.

Память в психическом развитии детей дошкольного возраста играет главную роль, в значительной степени она определяет все психические процессы, в том числе и мышление. Основной причиной запоминания является эмоциональная заинтересованность предметом или игрушкой у ребенка, это связано с тем что ребенок не научился разделять главное и второстепенное. Способности памяти в этом возрасте практически безграничны: ребенок запоминает почти всю информацию, с которой он пересекается. Отличительной особенностью памяти дошкольника является ее непроизвольность. Сталкиваясь с различными предметами, ребенок легко и быстро запоминает информацию о нем.

Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (пропуск деталей), преувеличение некоторых деталей, изменение фигуры. Образ и форма, которые хранятся в памяти, со временем могут преобразоваться: трансформируется фигура, меняется цветовая гамма, предмет наделяется несвойственными ему характеристиками. Дети более точно воспроизводят те картины, которые вызвали у них наибольший эмоциональный отклик. Например, ребенку сложно составить устное описание кошки, которую он видел сегодня на улице, но большинство детей без лишних усилий составят словесный портрет тигра или льва, которых они однажды встречали в зоопарке.

По мнению П. И. Зинченко с одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти. Зрительной образной памятью сложно управлять и контролировать, люди с успешной зрительной памятью, как правило помнят что — то особенное, обычные картины окружающей действительности не вызывают у них особого интереса, поэтому они их запоминают с трудом[8].

Память напрямую связана с речью и мышлением. И речь в данном случае выступает важнейшим механизмом успешности памяти: слова, информация, словесное описание предметов, явлений, выступают прочным фундаментом успешного развития памяти.

К началу школьного обучения у детей наблюдается различный уровень памяти: конечно, чем выше уровень памяти, тем успешнее будет протекать их школьное обучение. Поэтому немаловажно проводить дошкольную диагностику уровня памяти, для того, что в дальнейшем создать условия для ее развития. Разработанные советскими учеными приемы запоминания значительно облегчают эту задачу.

По мнению П. И. Зинченко, обучение приемам запоминания требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа [8]:

  • 1 этап — выработка умений смыслового соотнесения и смысловой группировки, как умственных действий;
  • 2 этап — развитие практического применения этих умений для решения мнемических задач.

В своих научных трудах П. И. Зинченко отмечает, что на первых этапах большинство детей разделяют умственную и мнемическую деятельность. Это проявляется следующим образом: выполняя операцию смысловой группировки, дети не запоминают изображения, предметы, они забывают об этом, в случае когда они запоминают разнообразные изображения и предметы, перестают группировать [8].

Воспроизведения информации своими словами, или пересказ по мнению А. А. Смирнова является главным средством запоминания. Многократное произнесение по памяти информации позволяет дошкольникам перефразировать исходный текст, подобрать синонимы к словам, тем самым улучшить понимание [29]. Пересказ должен быть правильно организован, для этого возможно поделить текст на части; употреблять в передаваемой информации доступные для ребенка слова; смоделировать игровую ситуацию; использовать наглядный материал, проводить параллель между текстом и реальным миром.

На развитие зрительной памяти дошкольника оказывают влияние и такие факторы как: личная мотивация, успешность, отмечают Н. Дронина и В. П. Ляудис [13].

Для того чтобы улучшить и расширить зрительный опыт дошкольников необходимо при взаимодействии с ними использовать такие объекты окружающей действительности, которые будут обладать следующими характеристиками:

  • 1 — иметь насыщенную цветовую гамму (это позволит не только привлечь внимание дошкольников, но и познакомить его со спектром цветовой гаммы);
  • 2 — внешняя структура должна быть из разнообразных материалов (это позволяет ребенку производить сравнение и классификацию структурных элементов);
  • 3 — обладать средними размерами (для того, что бы ребенок мог оценить, увидеть особенности предмета);
  • 4 — привлекать внимание ребенка (внимание возможно привлечь с помощью звуков, которые будет издавать предмет или запаха). Ребенку так же важно иметь телесный контакт с этим предметом, так он лучше сохранит в памяти этот образ.

Таким образом, зрительная память — вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необходимо использовать игры и упражнения, построенные на реальных предметах. Лишь тогда, когда детям будет доступно легкое узнавание и запоминание, можно использовать цветные и черно — белые изображения предметов, схематические изображения и чертежи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой