Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Рекомендации по разработке предметного материала для электронного учебного пособия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По итоговому контролю (зачет/экзамен) в электронном учебном пособии должны быть приведены вопросы к зачету (экзамену), ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса; Использование электронного учебного пособия, в основном, для организации самостоятельной работы учащихся, накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В учебнике… Читать ещё >

Рекомендации по разработке предметного материала для электронного учебного пособия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура электронного учебного пособия:

  • · блок учебного материала;
  • · блок внутреннего контроля или самообразования;
  • · блок самообразования;
  • · блок внешнего контроля.

Вышеуказанные блоки взаимосвязаны между собой следующим образом. Пособие разбито на модули, содержащие разделы, каждый раздел обязательно содержит теоретические сведения и блок самоконтроля. Также в электронное учебное пособие входят блок самообразования, информационный блок и блок внешнего контроля.

Предложенная структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы учащихся и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, как разделы взаимосвязаны между собой.

Подготовленный предметный материал должен отвечать следующим требованиям.

Требования к блоку учебного материала:

  • · четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т. д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;
  • · наличие рекомендации по изучению дисциплины;
  • · компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты;
  • · между элементами материала должны быть выделены внутренние (например, словарь терминов) и внешние (например, на моделирующую программу или программу-тренажер) ссылки;
  • · наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео, аудио вставки).

Требования к блоку самоконтроля:

блок самоконтроля должен включать:

  • · вопросы и упражнения для самоконтроля;
  • · тесты для самоконтроля;
  • · пояснения и подсказки и ссылки на соответствующий раздел/тему при неправильном выполнении промежуточных тестов.

По окончании каждого модуля (или) раздела должны размещаться элементы самоконтроля: вопросы, упражнения, тесты. Особенность этого блока состоит в том, что правильные ответы к упражнениям и тестам для самоконтроля как бы «зашиты» в самом учебнике, что позволяет учащемуся узнать свою оценку непосредственно после прохождения теста или решения задачи. Желательно, чтобы упражнения также содержали подробное описание решения.

Требования к блоку самообразования:

Использование электронного учебного пособия, в основном, для организации самостоятельной работы учащихся, накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В учебнике должны присутствовать элементы этого блока:

  • · перечень литературы. Желательно, чтобы он был сгруппирован по разделам/темам;
  • · ссылки на Интернет-источники;
  • · вопросы и темы для самостоятельно изучения;
  • · дополнительные сведения (исторические факты, биографии, видео, аудиовставки);
  • · хрестоматия по курсу (выдержки из классических произведений, исторических источников, документов, стандартов сгруппированные по разделам программы);
  • · словарь основных терминов.

Требования к блоку внешнего контроля:

В зависимости от видов учебной деятельности и форм итогового контроля в этот блок необходимо включить:

  • · при наличии в учебной программе дисциплины РГЗ, курсовой работы, курсового проекта или лабораторных работ в электронном учебном пособии должны быть представлены — методики расчета, образцы выполнения и оформления соответствующей работы.
  • · по итоговому контролю (зачет/экзамен) в электронном учебном пособии должны быть приведены вопросы к зачету (экзамену), ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса;
  • · контрольные измерительные материалы итогового тестирования (тесты).

Требования по объему предметного материала и количеству тестовых заданий:

В качестве показателя, характеризующего учебную дисциплину, можно принять общее количество часов, отводимых ГОСО на ее изучение. Если указанное число обозначить как Х, то можно ввести следующие требования к объему:

  • а) объем основного текста, который будет размещен в электронном учебнике, не должен превышать 2-х страниц, где требования к одной странице следующие:
    • — рекомендуемый редактор — Word
    • — формат листа — А4
    • — размеры полей страницы — 2 см;
    • — отступ — 1,25 см
    • — размер шрифта — 14 пт;
    • — междустрочный интервал — одинарный;
  • б) число вопросов и заданий для самоконтроля должно быть не менее 10 на каждую тему;
  • в) количество тестовых заданий для самоконтроля — не менее 10 на каждый модуль / раздел;
  • г) каждая тема должна быть отражена в итоговом тесте не менее 10 тестовыми заданиями, при этом общее число итоговых тестовых заданий по дисциплине должно быть не менее Х.

Для успешного усвоения учебного материала были сформулированы рекомендации.

Эти рекомендации служат ориентировочной основой в процессе приобретения новых знаний. Они выполняют роль планов обобщенного характера при изучении учебного материала.

Требования к усвоению знаний сформулированы в последовательности, отражающей логику научного познания. Планы получили название обобщенных потому, что их структура не зависит от частных особенностей материала.

Ниже приводятся примеры планов обобщенного характера.

План изучения явлений.

  • (или:<>)
  • 1. Внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление).
  • 2. Условия, при которых протекает (происходит) явление.
  • 3. сущность явления, механизм его протекания (объяснения явления на основе современных научных теорий).
  • 4. Определение явления.
  • 5. Связь данного явления с другими (или факторы, от которых зависит протекания явления).
  • 6. Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явления, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).
  • 7. использование этого явления на практике.
  • 8. Способы предупреждения вредного действия явления на человека и на окружающую среду.

План изучения величин (или:<>).

  • 1. Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина.
  • 2. Определение величины.
  • 3. Определительная формула (для производной величины — формула, выражающая связь данной величины с другими).
  • 4. Какая это величина — скалярная или векторная.
  • 5. Единица величины в СИ.
  • 6. Спрсобы измерения величины.

План изучения законов.

  • (или:<>)
  • 1. Связь, между какими явлениями или величинами выражает данный закон.
  • 2. формулировка закона.
  • 3. Математическое выражение закона.
  • 4. Когда и кто впервые сформулирован данный закон.
  • 5. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  • 6. Учет и использование закона на практике.
  • 7. Границы применимости закона.

План изучения теорий.

  • (или:<>)
  • 1. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории. Основание теории (эмпирический базис теории).
  • 2. Основные понятия теории.
  • 3. Основные положения (постулаты, принципы или законы) теории. Ядро теории.
  • 4. Математический аппарат теории (основные управления).
  • 5. Круг явлений, объясняемых теорией. Выводные знания из теории.
  • 6. Явления и свойства тел (частиц), предсказываемых теорией.

План изучения приборов.

  • (или:<>)
  • 1. Назначение прибора.
  • 2. Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора).
  • 3. Схема устройства прибора (его основные части, их назначение).
  • 4. Правила пользования прибором.
  • 5. Область применения прибора.

Приведенные планы представляют собой одну из форм теоретического обобщения.

План изучения технологических процессов (или:<>).

  • 1. Назначение (цель осуществления) технологического процесса.
  • 2. Народнохозяйственное значение осуществления данного технологического процесса.
  • 3. Какие законы, явления положены в основу данного технологического процесса.
  • 4. Основные этапы технологического процесса.
  • 5. Требования к качеству получаемой продукции.
  • 6. Требования правил безопасности труда в осуществлении технологического процесса, их научное обоснование.
  • 7. Требования к знаниям и умениям специалистов, осуществляющих данный процесс.
  • 8. Требования к личностным качествам специалиста, осуществляющего данный процесс (операторам, техникам, управляющим данным процессом): внимательность, аккуратность, быстрота реакции, наблюдательность и т. п.
  • 9. Экологические требования к технологическому процессу.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой