Роль метода проектов в организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык»
В последнее время, для организации самостоятельной работы студентов, всё чаще приходиться иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. В этой связи, преподавателю важно изучить… Читать ещё >
Роль метода проектов в организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривается проектная методика в преподавании дисциплины «Иностранный язык». Метод проектов представлен как эффективный способ организации самостоятельной работы студентов. Приводится классификация проектов по признаку предметно-содержательной стороны и по характеру координации.
Ключевые слова: монопроект, межпредметный проект, открытая координация, креативный подход, коммуникативный речевой штамп.
Проектная методика на протяжении всего прошлого века разрабатывалась европейскими и американскими учёными. В конце XX столетия этот метод был признан и российскими методистами. Проект ценен именно тем, что в ходе его выполнения студенты учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это является необходимым компонентом современного образовательного процесса. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В последнее время метод проектов получает всё большую популярность при организации самостоятельной работы студентов, в частности, в рамках дисциплины «Иностранный язык». Для достижения результата в ходе проектной деятельности необходимо научить студента самостоятельно мыслить и привлекать для создания проекта знания из других областей, а также прогнозировать конечный результат.
Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы студентов являются: 1) помощь в реализации интереса студента к предмету исследования; 2) демонстрация уровня владения иностранным языком; 3) воспитание личной ответственности за продвижение в обучении; 4) совершенствование умения работать не только индивидуально, но и коллективно; 5) развитие навыков самостоятельного сбора материала и его осмысления. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, чётко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого студента, участвовавшего в его разработке, а также целостную разработку проблемы с учётом факторов и условий её решения и реализации результатов.
Принято придерживаться следующей классификации проектов: 1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научной или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно должны соответствовать уровню языковой подготовки студентов определенного этапа обучения. 2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление требует чётко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определённой рубрики, альбома и т. п. 3. Ролево-игровые проекты, в которых структура намечается, но остаётся открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определённые роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности всё-таки является игровая. 4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории.
Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их определённой частью, модулем. 5. Практико-ориентировочные проекты имеют чётко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы участников. Такой проект требует определённого сценария с чётко распределёнными обязанностями всех членов группы. Работа осуществляется поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в ходе работы появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.
По признаку предметно-содержательной области проекты делятся:
- 1. Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. При изучении иностранного языка наибольшую сложность представляют грамматические явления, а также темы страноведческого, социального, исторического характера. Проект может выполняться частично на занятиях и частично во внеаудиторное время.
- 2. Межпредметные проекты. Проекты, которые выполняются полностью во внеаудиторное время. Такие проекты достаточно ёмкие, над ними могут работать несколько групп студентов. При таких проектах необходим промежуточный контроль. По характеру координации проекты могут быть с открытой координацией (здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости в отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта).
В последнее время, для организации самостоятельной работы студентов, всё чаще приходиться иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. В этой связи, преподавателю важно изучить не только типологию проектов, но и уровень студенческой команды, их креативный потенциал и языковую базу. Метод проектов эффективен. Он позволяет создать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый студент вовлечён в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Как правило, группы студентов формируются с учётом психологической совместимости, при этом, возможно в каждую группу включать студентов с разной степенью владения иностранным языком. В процессе выполнения проекта формируются навыки корпоративности. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им знания и способы работы. Кроме того, что студент учится работать в команде, он выступает и как социальное лицо, соотносящее свои собственные интересы с общественными, и как творческое лицо, способное предложить новые решения отдельных проблем.
Организуя работу над проектом, важно учесть следующие моменты: 1) тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания студента; 2) студентов необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий и фактов, исторического, бытового характера;)оформление проекта должно носить творческий характер (возможно использование презентаций и постеров); 4) студенты должны быть сориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний. Выполнение проекта предполагает информационный диапазон исследовательских и языковых аспектов. Исследовательский аспект заключается в том, что студент должен не просто суметь выбрать тематику, которая станет познавательной как для него, так и для окружающих, но владеть навыками обобщения материала, способностью делать самостоятельные выводы, опираясь на собственную эрудицию, опыт, творчество. Что касается языкового аспекта, то студент должен не просто изложить систематизированный материал, но и выразить свою точку зрения, собственное отношение к предмету исследования на иностранном языке. Успешный проект может получиться лишь в результате совместной работы. В ходе работы над проектом, участники группы участвуют в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая собственные варианты решения проблемы.
Обратимся к тем этапам, которые характеризуют работу над проектом. Первый этап-планирование, второй-выполнение, третий-презентация, четвёртый-контроль. Наряду с работой по формированию языковых и речевых навыков, необходимо обучать студента стратегии и тактике группового общения, тем коммуникативным шагам, которые научили бы студентов высказываться логично, связно, а главное продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам (клише). Тренировать студентов в использовании клише рекомендуется в течение всего периода обучения. Они должны уметь пользоваться фразами согласия-несогласия, уметь обобщить сказанное, высказать сомнение, выразить эмоции — удивление и пр.
Подводя итог, хочется отметить те положительные моменты, которые присутствуют в проектном методе обучения. В первую очередь, это мотивация учебной деятельности студентов. Процесс работы над проектом развивает интерес к предмету, воображение, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создаёт условия для взаимообогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языках. При использовании метода проектов меняется и роль преподавателя в зависимости от этапа проектной деятельности. Преподаватель выступает в роли консультанта, наблюдателя, координатора, а иногда и участника проекта. Не стоит забывать, что при создании проекта велика роль экспромта и юмора. Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат и как нельзя лучше подходит для организации самостоятельной работы студентов. Метод проектов прекрасно расширяет кругозор, мотивирует стойкий познавательный интерес. В известном смысле, формирует уровень профессионального общения. У студента появляется возможность проявить свои скрытые таланты, организаторские способности. Проектная методика — неотъемлемая часть организации современного учебного процесса.
проект самостоятельный студент координация.
- 1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2007.
- 2. Брейгина М. Е. Проектная методика на уроках испанского языка// Иностранные языки в школе.- 2004.-№ 2.
- 3. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания активности и самостоятельности обучающихся.-Казань, 2009.
- 4. Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения.- Минск «Тетра Системс», 2009.