Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Жанровая новизна моления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Присутствуют в «Молении» и сатирические моменты. Прежде всего, сам князь не является для Даниила фигурой священной. Заточник уважает и почитает князя, но не преклоняется перед ним, и, очевидно, не исполняет слепо княжеские прихоти. При этом автор — сторонник сильной княжеской власти, считая князя абсолютным источником истины и более справедливым, чем другие люди, и этим объясняется обращение… Читать ещё >

Жанровая новизна моления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сам жанр моления, заимствован из византийской литературы. Известны два византийских писателя XII века, творившие в этом жанре: Федор Продром и Михаил Глика, обращавшиеся из тюрьмы к византийскому императору.

Произведение наполнено риторическими высказываниями, юмористическими репликами, народными изречениями, поэтому «Моление» является редчайшим документом светской культуры. Подобных ему древнерусских сочинений, мы не знаем, потому, что весь литературный процесс в Древней Руси вплоть до XVII века был подчинен, прежде всего, интересам Церкви. «Моление» Даниила Заточника изобилует цитатами из Священного Писания и других памятников христианской книжности.

Замечательна стилистика Даниила, его речь насыщена примерами, поясняющими его мысли, перемежается пословицами, афоризмами, подходящими к случаю цитатами и одновременно «мирскими притчами», то есть простонародными выражениями. Подобный строй текста позволяет думать о том, что «Моление» было создано как сборник нравоучений.

Даниил Заточник — ярчайший представитель второго направления: его ирония настолько тонка, что многие исследователи не замечают ее и принимают скоморошьи потешки за хвалебные песни князю: «Автор „Моления“…выступает за сильную княжескую власть, всячески прославляет князя».

По словам Д. С. Лихачёва, образная система «Моления» опирается на явления русского быта. Автор знаком с техникой обделки камня, металлов, деревянного строительства, упоминает такие предметы быта, как червлёный сапог, лапоть, золотая серьга, паволока. Современный читатель погружается в обстановку XIII века, встречая упоминания о скоморошьих гуслях, о языческом Роде и гадании по Псалтири наряду с цитатами из Священного Писания. Обращаясь к трудовым профессиям и народным поверьям, Даниил вновь подчёркивает, по нашему мнению, свою приниженность перед князем. «Моление Даниила Заточника» соединяет в себе народные и книжные элементы. Одна из ярчайших его черт — цитирование, выполняющее самые разные функции: автор убеждает князя, по скоморошески развлекает его, обращается от лица народа.

Сочинение Даниила Заточника представляет собой подбор афоризмов, каждый из которых или какая-то группа их могут восприниматься как законченный самостоятельный текст.

Присутствуют в «Молении» и сатирические моменты. Прежде всего, сам князь не является для Даниила фигурой священной. Заточник уважает и почитает князя, но не преклоняется перед ним, и, очевидно, не исполняет слепо княжеские прихоти. При этом автор — сторонник сильной княжеской власти, считая князя абсолютным источником истины и более справедливым, чем другие люди, и этим объясняется обращение Даниила к самому князю, а не к его боярам. Дабы расположить к себе князя, Даниил не скупится на лесть, хваля князя словами, заимствованными из «Песни песней: «…глас твои сладок, и уста твоя мед истачают, и образ твои красен; послания твоя яко рай с плодом; Он заклинает князя быть щедрым по отношению к убогим, ибо сказано: «Просящему у тебя дай, толкущему отверзи…» .

Даниил сообщает, что до сих пор служил у бояр и при этом испытал немало «зла» от них. Больше он не хочет находиться от них в зависимости. Он хочет служить князю. «Лучше бы нога своя видети в лыченици (в лапте) в дому твоем, нежели в червлене сапозе на боярстем дворе; лучше бы ми в дерюзе служите тебе.

Замечательна стилистика Даниила, его речь насыщена примерами, поясняющими его мысли, афоризмами, подходящими к случаю цитатами и одновременно «мирскими притчами», то есть простонародными выражениями. Подобный строй текста позволяет думать о том, что «Моление» было создано как сборник нравоучений. Его основу составляют постоянные повторы («Княже мой, господине…»).

древнерусский литература моление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой