Введение.
Истоки и значение образов ангел и демон
Ангелы и Демоны как персонажи широко представлены в мировой художественной литературе. С течением времени облик их и функции, которые они выполняют, могут меняться, лишь суть остаётся неизменной: Сатана у Данте — страшный и грозный враг добра. Гетевский Мефистофель циничен, насмешлив и коварен. У Байрона мы встречаем мудрого Люцифера, который, по словам Каина: «…смотрит величественней ангелов… Читать ещё >
Введение. Истоки и значение образов ангел и демон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Образы демона и ангела несомненно принадлежат к этому ряду. В них выражено вечное противостояние не только персонажей христианской религии, но и вечны и знакомы каждому понятия добра и зла. Эти образы прямо противоположны друг другу, но при этом слиты в вечном противостоянии, они нуждаются друг в друге, поскольку без света не будет тени, а без ночи не ясно, что значит день. Борьба их — вечный диалог, неразрывное взаимодействие. Другими словами, образы ангела и демона представляют собой диалогическую антитезу, резкий контраст, показанный через общую для них тему выбора пути.
Ангелы и Демоны как персонажи широко представлены в мировой художественной литературе. С течением времени облик их и функции, которые они выполняют, могут меняться, лишь суть остаётся неизменной: Сатана у Данте — страшный и грозный враг добра. Гетевский Мефистофель циничен, насмешлив и коварен. У Байрона мы встречаем мудрого Люцифера, который, по словам Каина: «…смотрит величественней ангелов; он так же Прекрасен, как бесплотные, но, мнится, не столь прекрасен, как когда-то был Иль мог бы быть: скорбь кажется мне частью Его души…».
Ангел-хранитель, ангел-утешитель — частые действующие лица в мировой литературе. Они появляются в романе Валерия Брюсова («Огненный Ангел»), в стихах Рильке и Вертинского («И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый ангел»), в романе Венедикта Ерофеева («Москва-Петушки»). И, по сути, во всех произведениях, где представлен Демон, как противоборствующая ему сила.
Совершенно очевидно, что такие крупные поэты как Пушкин и Лермонтов не могли не обратиться к данным образам.
Новизна нашей работы заключается в том, что, не смотря на множество литературных исследований, нам не удалось найти материала, который бы раскрывал полно образы Ангела и Демона в творчестве Пушкина и Лермонтова в их первозданном христианском смысле. За исключением, возможно, исследований, посвященных поэме «Демон» Лермонтова.
Меж тем, эта тема представляется нам очень важной, так как интерпретация и обогащение этих образов такими значимыми русскими поэтами, несомненно, вносит большой вклад в мировую литературу. Этим обусловлена актуальность нашей работы.
Целью данной курсовой работы является: раскрыть образы ангела и демона в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, определить их диалогическую антитезу.
Для этого нам предстоит решить следующие задачи:
- 1. Показать истоки образов ангела и демона, выявить их первоначальный характер и функции.
- 2. Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве А. С. Пушкина.
- 3. Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве М. Ю. Лермонтова.
- 4. Выявить их схожесть и различие в творчестве поэтов.