Введение.
Теория и методика игры
Серьезные трудности, которые приходится преодолевать общеобразовательной школе в начале XXI в., напрямую затрагивают и ее начальное звено. Сегодня незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы начальной школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся!) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; нивелирование… Читать ещё >
Введение. Теория и методика игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Серьезные трудности, которые приходится преодолевать общеобразовательной школе в начале XXI в., напрямую затрагивают и ее начальное звено. Сегодня незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы начальной школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся!) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; нивелирование их индивидуальности и утрата ранее присущих дошкольному возрасту доверчивого отношения к людям, открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; преобладание отчужденного, «безличного» стиля общения педагога с детьми; сохранение формальной, «ЗУНовской», ориентации образования; усиление тенденции к сегрегации детей и др.[1]
Эти неблагополучия обусловливают, с одной стороны, необходимость совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой — целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. Значимость такой работы повышается в связи с тем, что реальностью системы начального образования становится обучение детей с 6—6,5 лет. Это коренным образом меняет его приоритетные цели и на первый план выходят такие задачи, как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие их индивидуальности; формирование желания и умения учиться; организация личностно-ориентированного взаимодействия в системе «педагог — ученик — родители».
Одно из средств достижения обозначенных целей — широкое использование ресурсов, которыми обладает детская игра. Меняя в сравнении с дошкольным возрастом свои формы и содержание, игра не уходит из жизнедеятельности младшего школьника, продолжая занимать в ней достаточно сильные позиции развивающего и развивающегося вида деятельности. В условиях методически корректного отношения, грамотного использования мощного психолого-педагогического потенциала игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим:
- • успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
- • сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;
- • поддержание и укрепление физического, психического и социального здоровья младшего школьника;
- • развитие его как субъекта собственной деятельности и поведения и др.
Определение места и значения игры в системе коррекционно-развивающего образования требует особого внимания и анализа.
Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми группы риска (с отклоняющимся поведением и развитием слабоуспевающих, страдающих теми или иными заболеваниями) игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее воздействие — в классах компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения или в общем потоке.
Однако включение игровых технологий в качестве активной составляющей общеобразовательного процесса предусматривает необходимость предварительной и тщательной подготовки педагога. До настоящего времени такая подготовка будущих педагогов в системе средних специальных и высших учебных заведений либо вовсе не предполагалась, либо лишь декларировалась.
Вместе с тем эта подготовка весьма значимо влияет на становление профессионального педагогического сознания, поскольку должна быть нацелена не только на формирование у педагогов системы знаний и ориентации в общих и частных вопросах использования игры в работе с детьми, но и на развитие способности к максимальной рефлексии, творческому и в то же время бережному отношению к живой ткани детской игры. Педагог должен уметь использовать ее адекватно ситуации развития каждого ребенка и детского коллектива в целом, а также задачам, которые ставит коррекционно-развивающий образовательный процесс. Думается, что именно в связи с этим данное пособие будет полезно не только студентам средних, но и высших педагогических учебных заведений, а также практическим работникам — учителям и воспитателям, педагогам-психологам, работающим в системе начального и дополнительного образования, слушателям системы повышения квалификации и всем тем, кто интересуется проблемами детской игры.
Эта книга является первой попыткой освещения научно-теоретических и методических подходов к встраиванию игры в коррекционноразвивающий образовательный процесс начальной школы, а поэтому все предложения и пожелания по его совершенствованию будут приняты авторами с благодарностью. Наш адрес:
129 281, Москва, Староватутинский пр., д. 8
ИПКиПРНОМО,
кафедра коррекционно-развивающего образования.
- [1] См.: Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалыдля разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.