Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методы исследования ведущей деятельности в изучаемом возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если… Читать ещё >

Методы исследования ведущей деятельности в изучаемом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Краткая характеристика методов детской психологии. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Необходимо обозначить цель, схему наблюдения, гипотезу. Нельзя вмешиваться в ход детской деятельности. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех правил:

  • 1. Ребенок не знает, что он является объектом изучения;
  • 2. Наблюдение производится систематически;
  • 3. Правильная позиция исследователя.
  • А)Необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения, а затем обратиться к мнению других взрослых, работающих с ребенком;
  • Б) «Фотографическая запись» протокола (М.Я. Басов).

Виды наблюдения: полное (исследование всех психических проявлений), частичное (например, речь или игра), включенное, невключенное.

Эксперимент предполагает создание условий, которые определяются методикой проведения эксперимента. Методика содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев обработки данных. Необходимо четко следовать методике, формулировку задания надо заучить наизусть и при необходимости повторить ребенку в неизменном виде. В эксперименте исследуется одна сторона психики, поэтому нельзя делать поспешных выводов, не изучив другие стороны психики.

Виды эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий, педагогический эксперимент, социометрический эксперимент, тесты. При проведении эксперимента необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать подобающую обстановку, нельзя заставлять малыша или отвлекать его от увлекательного занятия.

Беседа включается в эксперимент или проводится самостоятельно. Беседа должна иметь цель, заранее подготовленную систему вопросов. Вопросы должны быть краткие, четкие, понятные ребенку, не должны содержать ответа на вопрос. Формы проведения: с использование дополнительного материала, как словесный диалог. Результаты «фотографически» фиксируются в протоколе.

Метод анализа продуктов детской деятельности целесообразно проводить в возрасте с трех лет.

Обоснование выбора метода исследования, его целесообразность и преимущества по сравнению с другими методами. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является непосредственно — эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или ситуативно — личностное общение (по М.И. Лисиной). Методом исследования ведущей деятельности у младенцев, является наблюдение.

Остальные методы не применяются в отношении младенцев, так как они не понимают речи, не владеют ею, не могут произвольно регулировать свои движения. Эксперимент, возможно, допустим в данном возрасте, например констатирующий (сравнить развитие ведущей деятельности ребенка, живущего в благополучной семье и неблагополучной семье). Наблюдение может быть включено в эксперимент. Малыш не сознает, что за ним наблюдают, поэтому все его реакции естественны. Много информации можно получить от мамы, которая постоянно наблюдает за своим ребенком. Участковый детский врач и медицинская сестра систематически наблюдают за развитием ребенка. Это способствует сбору необходимой информации для проведения научного наблюдения. Наблюдения исследователя добавят объективности.

Методика исследования. Диагностика развития общения ребенка со взрослым: Цель методики: выявление уровня развития общения ребенка со взрослым.

Параметры и показатели общения. При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

  • 1. Инициативность ребенка в общении. Данный параметр характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.
  • 2. Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Этот параметр характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т. д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:
    • А) Внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
    • Б) Положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);
    • В) Перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы).
  • 3. Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо. У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно. Сначала у младенца обнаруживаются внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные положительные реакции на них и вскоре отмечаются инициативные проявления. О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков: взгляда в глаза взрослого, ответных и инициативных улыбок, двигательного оживления и вокализаций, стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Описание диагностических ситуаций: Поведение младенца первого полугодия жизни спонтанно и неустойчиво, его активная и реактивная составляющие трудно различимы, поэтому судить об уровне развития общения у ребенка на этом этапе можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем. Чем пассивнее взрослый, тем активнее ведет себя младенец, побуждаемый потребностью в общении. Соответственно процедура диагностики включает следующие три ситуации, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого.

Ситуация 1. «Пассивный взрослый». Цель: выявление параметров общения при наименьшей коммуникативной активности взрослого. В ситуации пассивности взрослого основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы привлечь к себе его внимание и побудить к общению, поэтому здесь ярче всего проявляется инициативность ребенка.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений. Взрослый становится или садится рядом, повернув лицо к младенцу, но не смотрит ему в лицо, делая вид, что его внимание привлечено к чему-то другому. В течение 20 — 30 секунд он не вступает в общение с ребенком, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. (Форма протокола приводится ниже.).

Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью (все сильнее размахивая ручками, громче вскрикивая и др.), следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 секунд, ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, тем самым переходя к следующей диагностической ситуации.

Возможны другие варианты поведения ребенка. Бывает, что ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому и он не замечает взрослого. Тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием (но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента. Малыш может проявить недовольство пассивностью взрослого — хмуриться, отворачиваться, хныкать.

Тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 секунд и вступить с ребенком в общение, успокоить. В этом случае ситуацию «Пассивный взрослый» можно повторить после ситуации «Чистое общение».

Ситуация 2. «Чистое общение». Цель: выявление параметров общения при коммуникативной активности взрослого. В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы выразить отношение к воздействиям взрослого, побудить его к выражению отношения к себе и тем самым продлить общение. Поэтому здесь выявляется в основном чувствительность ребенка к воздействиям взрослого, умение чередовать инициативное и ответное поведение.

Процедура проведения диагностической пробы. Проба «Чистое общение» представляет собой чередование периодов активных воздействий взрослого и пауз. В период активных воздействий взрослый обращается к ребенку с улыбкой, глядя в глаза, ласково называет его по имени, произносит нежные слова, побуждает улыбнуться, сказать «агу» и т. д. Во время паузы взрослый воспринимает ответ ребенка и ожидает воздействий с его стороны.

Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Взрослый склоняется над ним, пытается встретиться взглядом и в течение примерно 15 секунд с улыбкой ласково разговаривает с ним, хвалит, побуждает к общению. (Например: «Мишенька, агу! Скажи, Мишенька, „агу!“ Молодец, Мишенька, умница, вот какой хороший малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой красивый, веселый, румяный? Какие у Мишеньки замечательные глазки, какие ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо умеешь ручками размахивать, а как хорошо ножками „бегать“! Вот так, вот так, какой молодец!» и т. п.). Речь взрослого должна быть негромкой, отчетливой, неторопливой, с паузами. — 16 — Поведение ребенка фиксируется в протоколе. Это период активных воздействий взрослого.

Затем взрослый делает паузу: слегка отстраняясь, с улыбкой смотрит на ребенка. В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления. Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1 — 2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться. Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев этих двух ситуаций бывает достаточно. Для более маленьких детей или в тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию «Общение на руках у взрослого».

Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого». Цель: выявление параметров общения при максимальной коммуникативной активности взрослого. В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка достигнута, его потребность во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется, он спокойно выражает свое удовольствие от общения.

Здесь в основном выявляется чувствительность ребенка к воздействиям взрослого. Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе «под грудью». Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить. Проба длится 1 минуту. Поведение ребенка фиксируется в протоколе так же, как в ситуации «Чистое общение».

В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления.

Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования.

Ситуации.

Сосредоточение.

Улыбка.

Двигательное оживление.

Вокализации.

Отвлечения.

Примечания.

«Пассивный взрослый».

«Чистое общение».

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

«На руках у взрослого».

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

Воздействия взрослого.

Пауза.

Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления.

Компоненты комплекса оживления.

Критерии оценки компонентов.

Баллы.

Сосредоточение.

Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд.

Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого.

Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого.

  • 0
  • 1

Улыбка.

Отсутствует.

Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой.

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

Двигательное оживление.

Отсутствует Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками.

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

Вокализации.

Отсутствуют Тихий однократный голосовой звук.

Эпизодические голосовые звуки Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики.

Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни.

Параметры общения.

Критерии оценки параметров.

Баллы.

Инициативность Определяется в ситуации «Пассивный взрослый».

Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается.

Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют.

Чувствительность к воздействиям взрослого Определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях.

Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого.

Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания.

Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействий взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения.

Средства общения.

Определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях.

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.

Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.

Анализ результатов и составление заключения: На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка. Форма заключения и образец ее заполнения приводятся в конце данного раздела.

Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев …

Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствительности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоционально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнообразные ситуации взаимодействия с ним.

Средства общения. В период становления общения — до 2,5 месяца — состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов — слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репертуаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев может — 22 — свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.

После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук, хватание, повороты туловища и т. д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме.

Заключение

об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяца отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяца нормальными являются низкие и средние показатели. После 2,5 месяца отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3 — 3,5 месяца для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения.

Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициативности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репертуар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого находится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров — явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.

Заключение

психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется.

Заключение

об уровне развития общения у ребенка в первом полугодии жизни: Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования.

Инициативность ребенка в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям).

Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям).

Репертуар коммуникативных средств (обедненный, ограниченный, достаточный — конкретизировать по показателям с указанием отсутствующих или слабовыраженных компонентов КО).

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения — нормальный, задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и указание возможных причин задержки).

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения, в случае необходимости направление к соответствующим специалистам).

Образец составления заключения (Заключение об уровне развития общения)Фамилия, имя ребенка: Ирсеньева Карина. Возраст: 3;07. Дата обследования: 26.02.2000.

Инициативность ребенка в общении: Отмечается низкий уровень инициативности в общении. (Пассивно выжидает обращения взрослого, наблюдалось однократное проявление двигательного оживления в виде слабых движений ножками — 2 балла — с последующим отвлечением. Повторного внимания ко взрослому не проявила.).

Чувствительность к воздействиям взрослого: Чувствительность к воздействиям взрослого среднего уровня. (Наблюдались эпизодические — чаще однократные — проявления КО как в периоды воздействий взрослого, так и в периоды паузы. Состав и интенсивность компонентов КО оставались неизменными: сосредоточение — 2 балла, улыбка — 1 балл, двигательное оживление — 2 балла.).

Репертуар коммуникативных действий: Репертуар коммуникативных действий — недостаточный. (В составе КО отсутствуют вокализации; не наблюдаются высокие показатели выраженности остальных компонентов КО.).

Заключение

: Задержка в развитии общения: снижена инициативность, недостаточная чувствительность к воздействиям взрослого, ограниченный репертуар коммуникативных средств (отсутствуют вокализации). Наиболее вероятная причина — педагогическая запущенность, усугубленная болезнью — ребенок 2 недели находился в больнице.

Рекомендации: Даны рекомендации по организации общения с ребенком (повышенное внимание со стороны матери и близких, регулярное эмоциональное общение, эмоциональные игры, пение, игры с включением предметов).

Подпись.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой