Психофизиологические основы воспроизведения устной речи
Не трудно установить, что и здесь код будет двоичным. Мышечное волокно может принять только два положения, оно может сокращаться или расслабляться. Соответственно и нервный импульс может быть возбудительным, или тормозным. Комбинации этих величин 1 и 0 в разных местах системы речевых эффекторов и составят таблицу кода, который будет обеспечивать эквивалентность при переходе сигнальных значений… Читать ещё >
Психофизиологические основы воспроизведения устной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
устный речь фонема лексический.
Воспроизводство речи формируется в зоне Брока, находящейся в нижней лобной извилине коры левого полушария и связанного с зоной Вернике дугообразным нервным пучком [6 стр. 223]. Оно проходит обратный путь, начинаясь с синтеза и кончаясь распадением на самые последние элементы. И только на выходе речевых эффекторов снова получается синтезированная речь, предназначенная для слуха. Для того, чтобы понять весь путь воспроизводства речи и необходимые для этого воспроизводства приспособления, следует изучить момент перехода от анализа к синтезу на выходе речевых эффекторов. Такой способ изучения вытекает из сущности процесса воспроизводства речи. Речедвигательный анализатор первоначально пуст. Он не содержит никаких связей, возбуждение которых позволяло бы управлять речевыми эффекторами. Приобретение этих связей происходит через опыт самих эффекторов, которые по обратной связи сообщают о ходе выполнения ими работы.
Изучение процесса воспроизводства речи делится на две части. Если допустить, что лексикон уже освоен, словарный запас сформирован, неологизмы освоены и перешли в словарный запас, тогда возникает только проблема отбора слов из этого запаса, так как синтез на выходе эффекторов к этому моменту вполне сложился.
Если же допустить, что лексикон еще не усвоен, тогда возникает проблема образования лексикона, который не может сложиться иначе, как через работу речевых эффекторов [3 стр. 124].
Это положение очень важно для определения оптимального количества учеников в классной группе, такого, при котором новые термины и основные положения теоретических основ изучаемых предметов перешли из разряда неологизмов в активный словарный запас — лексикон еще на уроке.
Разделение проблематики на две части обусловлено самой конструкцией механизма речи, состоящего из двух противостоящих звеньев. Если считать, что в центре этого механизма находится лексикон из известного состава слов, то, с одной стороны возникает необходимость узнать, как, по каким правилам и из каких элементов составляются слова лексикона, с другой стороны, надо выяснить, как и по каким правилам из образовавшихся слов, из каких элементов составляется сообщение.
Для решения первого вопроса и исследования пути перехода от синтеза к дробному анализу и снова к синтезу речи на выходе эффекторов достаточно рассмотреть простейший случай произнесения слога, а или па, в общей форме.
Запуск механизма речи начинается с воспроизводства образа слова или слога. Этот образ является синтетическим, так как содержит множество варьируемых признаков, несущих на себе определенные сигнальные значения. Восклицание а!, вопрос а?, угроза аа, удивление, а — различны как по вариациям признаков, так и по сигнальному значению. Такой образ не просто эквивалентен, а вполне тождествен тому образу, который возникает при приеме речи, так как тождественны принимаемые и воспроизводимые сигнальные значения, хотя комбинационный отбор их может быть различен. Вопрос а? и восклицание а! по сигнальным значениям тождественны для обоих говорящих, они не могут перепутаться, хотя и могут иметь разную степень жизненного воздействия.
Для того, чтобы эти сигнальные значения были переданы другому человеку, необходимы такие несущие сигналы, которые были бы способны заместиться другими (акустическими) сигналами и тем самым без потерь доставить эти значения к слуховому анализатору слушающего. Конкретно, первого вида сигналами являются нервные импульсы из ядра двигательного анализатора, сигналами второго вида — мышечные движения речевых эффекторов и третьего вида — акустические.
Речевые эффекторы представляют собой сложную систему мышечных синегрий. К каждому мышечному волокну должен быть подан особый, раздельный нервный импульс. Этим и определяется необходимость распадения сложного синтезированного образа на дробные импульсы. Эквивалентность сигналов сохранится лишь в том случае, если каждый из них будет включен или выключен в точно определенный момент, соответствующий той синтетической системе, которая передается.
Не трудно установить, что и здесь код будет двоичным. Мышечное волокно может принять только два положения, оно может сокращаться или расслабляться. Соответственно и нервный импульс может быть возбудительным, или тормозным. Комбинации этих величин 1 и 0 в разных местах системы речевых эффекторов и составят таблицу кода, который будет обеспечивать эквивалентность при переходе сигнальных значений с одной системы несущих сигналов на другую. Задача состоит в том, чтобы определить эти места. Для этого нет необходимости рассматривать поведение каждого мышечного волокна: достаточно установить основные группы синегрий, включение которых обеспечивает образование определенных признаков речевого звука. К этим синегриям относятся три речевые системы движений — резонаторная, генераторная и энергетическая. Нервные импульсы должны быть посланы в каждую из этих систем одновременно, иначе на выходе эффекторов не может появиться звук речи. Однако для образования статики и динамики, то есть звука во всех его как качественных, так и квантованных модуляциях, должны быть посланы импульсы в разные места каждой из систем. Так как слово составляется из набора звуков двух видов — гласных и согласных, то для каждого из этих видов может быть составлена особая кодовая таблица, определяющая места включения и выключения определенных мышечных синегрий.
В качестве примера взято произнесение звука, а (см. таблицу 1), при этом 1 обозначает включение данной группы синегрий, а 0 — отсутствие нервного импульса или торможение.
Схема применительно к произнесению простого слога, а читается так. Язык при произнесении гласных может занять три места по ряду (переднее, среднее и заднее) и три места по подъему (верхнее, среднее и нижнее). Губы могут быть напряжены и несколько сближены или ослаблены (лабиализация). При произнесении, а язык получает положительный импульс на задний ряд и нижний подъем (единицы в соответствующих клеточках). Во всех остальных местах — нулевой импульс.
Глоточная трубка при произнесении гласных меняется по объему в шести ступенях. При произнесении, а она является наиболее узкой. Это значит, что все три сжимателя глотки (верхний, средний и нижний) получают импульсы на максимальное сжимание и соответственно минимальный объем трубки, поэтому единица поставлена в клеточке минимального объема. Дополнительно к этому глоточная трубка в пределах каждого объема может модулировать, изменяя громкость звука и образуя слоговые кванты. Это обозначено на схеме прямоугольником с надписью «Квантование». Носоглоточный резонатор не модулирует, поэтому ему отведена только одна клеточка (место). Он может быть или включен (путем отхода небной занавески кпереди), или выключен (путем отхода ее кзади). При произнесении русского, а носоглоточный резонатор выключен, поэтому в клеточке поставлен 0.
Генераторная система состоит из двух отделов — голосового и шумового генераторов. При произнесении гласных всегда включен голосовой генератор (+) и выключен шумовой (-). Соответственно в клеточке голосового генератора поставлена единица и нуль в клеточке шумового. При произнесении же согласных всегда включен шумовой генератор, но может дополнительно включаться и голосовой. Кроме того, голосовой генератор при произнесении гласных производит квантование звука по шкале частот.
Энергетическая система состоит из двух отделов: в одном из них посредством перекрытия воздухоносных путей регулируется количество подаваемого воздуха, в другом отделе путем опускания и поднимания диафрагмы и межреберных мышц регулируется сила воздушного давления. Энергетическая система выполняет преимущественно функцию квантования, но так как при образовании каждого из элементов статики речи необходимы разные аэродинамические условия, то на каждом из звуков речи соотношения отделов, А и Б постоянно. Это значит, что при включении определенных мест, показанных на схеме, подается определенная порция воздуха, которой сообщается определенная степень сжатия, что обозначено в клеточках 1, 2, 3…6… и «подъем» и «опускание». При произнесении, а подается наименьшая порция воздуха. Диафрагма совершает непрерывное слоговое движение вверх и вниз, разное, в зависимости от состава звуков в слоге. Соответственно на схеме даны две последовательные фазы (1 и 2). Величина подъема и опускания диафрагмы условно обозначена цифрами в десятизначной шкале.
Слово составляется из двух наборов звуков — гласных и согласных. Они следуют друг за другом и могут смешиваться лишь в квантах слога. Так как они отбираются, так сказать, из разных касс, то и кодовая схема их различна.
При произнесении согласных (табл. 2) ротовой резонатор и шумовой генератор совпадают. Турбулентность, появившаяся в воздушной струе, проходящей через узкую щель или образующейся после взрыва затвора, генерирует звук, а свободное пространство рта и глотки является резонатором. Как будет показано дальше, резонанс происходит даже при взрыве губ на б — во рту и в глоточной трубке, так как трубка на всех согласных принимает совершенно определенную форму. При произнесении звука, например с, единица будет в первой клеточке схемы шумового генератора. В остальных местах — нули. В глоточном резонаторе единица будет в четвертой клеточке. В клеточках схемы носоглоточного резонатора и голосового генератора будут нули, в энергетической системе, в зависимости от квантования слоговой позиции, будут заняты единицей с шестой по девятую клетки.
Если же будет произносится с мягкое, то в ротовом шумовом генераторе, кроме места 1, единицей будет занято место 5, так как язык при смягчении средней частью спинки дополнительно поднимается к твердому небу (йотирование). Если произносится только j (ja-я), то единица будет только на пятом месте. При мягком с в схеме глоточного резонатора единица сместится с клеточки 5 на клеточку 10 или 12, то есть, произойдет расширение глоточной трубки. Соответственно усилится подача воздуха.
При произнесении так называемых аффрикат, например ц, единица появится в схеме шумового генератора сначала в клеточке 2, потом здесь будет 0, и единица появится в клеточке 1. Это значит, что смычной затвор перешел в щель, в этот момент возникает определенного типа поток турбулентного воздуха. Глоточный резонатор совершит также смену двух форм, и единица перескочит с низкого номера на более высокий.
При произнесении м в схеме шумового генератора единица будет на клеточке 10, там же, где и при произнесении п, но затвор не прорвется, так как в клеточке носоглоточного резонатора будет также единица. Это значит, что воздух будет выходить не через рот, а через открытую носоглотку.
При произнесении р (дрожащее) в шумовом генераторе единица и нуль будут появляться попеременно в клеточке 2, вследствие чего затвор будет то появляться, то исчезать и при включении голосового генератора возникнет дрожащий звук. Таким образом, в данном случае будут включены оба генератора и произойдет многократная смена единицы и нуля в клеточке 2.
Соотношение щель — затвор является дизъюнктивным. Это значит, что оно может быть выражено через: или щель, или затвор, при этом возможны три случая: а) есть щель и нет затвора, б) нет щели и есть затвор, в) есть щель и есть затвор. Последний случай осуществляется, при произнесении л. Здесь центральная часть языка образует затвор с зубами, а боковые части — щель. В таком случае единица будет подана в клеточки 1 и 2 одновременно, но в разные группы мышечных синегрий языка.
При произнесении согласных диафрагма подымается и опускается по разному на каждом звуке. При этом учитывается положение согласного в слоге (открытый, закрытый).
Аналогичным способом может быть разобрано положение единиц и нулей для каждого из мест трех эффекторных систем соответственно произнесению любого звука языка. Если же принять во внимание номер квантования, то может быть определена позиция и степень слоговой силы любого из слогов слова в данной фразе.
Приведенные таблицы отчетливо показывают, в чем заключается сущность механизма речи. В этих таблицах засечен момент стыка анализа и синтеза. К системе мышц подходит раздробленный поток нервных импульсов. Каждая из указанный в отдельных клеточках группа мышечных синегрий обладает только двумя степенями свободы и соответственно этому может узкоспециализированно выделить в общем синтезируемом составе звука только один определенный компонент. Комбинация клеточек позволяет сочетать эти компоненты, так сказать, складывать или вычетать из общего состава возможного сложного звука и, кроме того, квантовать по сетке уровней. В этом и состоит синтез звуков на выходе речевых эффекторов. Энергия не растекается беспорядочно, а направляется по точно определенным каналам, выполняя всякий раз точно определенную работу. В сочетаемых звеньях системы механизма складываются и вычитаются степени свободы каждого звена.
Таким образом, только разложив на элементы запущенную из центра систему нервных сигналов, можно заново восстановить эквивалентную ей систему, обладающую такими же дифференцировочными противопоставительными компонентами, которые были выделены корковым анализом и синтезом. Для получения эквивалентности необходимо кодирование, так как один вид энергии переходит в другой, а несущие значение сигналы заменяются другими сигналами, которые должны нести такое же сигнальное значение.
Особое внимание следует обратить на то, что в процессе речи ее элементы дважды анализируются и дважды синтезируются. Наличие двойного анализа и синтеза выделяет речевой процесс среди других видов человеческой деятельности. Так, например, при зрительном восприятии вещей в оптическом рецепторе тоже происходит первичный анализ и синтез признаков пространства, цвета и освещения. В корковой части синтез продолжается и завершается синтезом этих признаков. Однако вторичного анализа и синтеза при зрительном восприятии не происходит. То же можно сказать про тактильный и двигательный анализатор в целом. Только в том случае, когда возникает задача передачи зрительного образа от одного человека к другому, появляется необходимость вторичного анализа и синтеза признаков передаваемого целого. Такой процесс осуществляется в деятельности художника.
Из выше изложенного вытекает два весьма важных вывода — один о сигнальных заменах, другой о соотношении анализаторов в механизме речи.
1. Сигнал, несущий определенное значение, не является только носителем и переносчиком, он выполняет аналитико-синтетическую функцию. Именно вследствие этого он и становится переносчиком. Определенная группа материальных сигналов может выполнить лишь определенные аналитико-синтетические функции. Как только они выполнены, эти сигналы могут быть заменены другими сигналами, сохраняющими результат произведенного анализа и синтеза. Так, после анализа признаков звука составляется новый значимый элемент, несомый этими звуками — слово. Теперь звуки могут быть заменены буквами, электрическими сигналами или числами. Как только из слов будет составлено одно простое сообщение, оно, как простой элемент, может быть заменено общим словом-синонимом, схемой, вещью или изображением — ремой.
Однако сообщение может быть принято (понято) лишь после того как снова, возвращаясь по ступеням замен, будет восстановлен первичный анализ и синтез. При чтении текста, составленного из букв, слова будут приняты лишь после того, когда будет узнано то же произносимое слово. Больше того, все элементы слогового и фразового квантования должны быть восстановлены, для того чтобы понять, что именно выделено в сообщении и что ослаблено, редуцировано. Это явление внутренней интонации играет исключительно важную роль как при чтении про себя, так и при составлении письменного текста [4].
2. Есть все основания считать, что местом образования и накопления слов является речедвигательный анализатор. Слуховой анализатор лишь контролирует способ образования слов, но не содержит их в себе. Только то слово может быть принято и узнано, которое уже образовано и двигательные следы которого хранятся в речедвигательном анализаторе. Незнакомое слово должно быть, под контролем слуха, предварительно усвоено речедвигательным анализатором [3 стр. 124 — 132]. Это общее положение имеет практически очень большое значение при изучении тем предметов учениками в школе.