Жанрообразующая функция народного творчества в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова-Щедрина используют фольклорные каноны, но не полностью и постепенно перерастают в нечто иное, выраженное в форме сатирической политической сказки, иначе, трансформируются под влиянием культурного контекста эпохи. Также следует отметить, что поэтика представляет собой художественную систему с особым миропониманием, так называемым «фольклорным… Читать ещё >
Жанрообразующая функция народного творчества в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вид сказочного народного творчества, как отмечено, послужил основой многих произведений литературы. Жанровые признаки сказки проявились в авторских произведениях.
Народная сказка имеет общефольклорные признаки: 1.устность.
- 2. коллективность
- 3. анонимность
Рассмотрим структуру русских народных сказок. Тот или иной жанр сказки имеет свою специфику построения сюжета. Основная особенность волшебных сказок заключается в насыщенном сюжетном действии, чем в сказках о животных или социально — бытовых сказках. Необычный, приключенческий характер сюжетов выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Волшебная сказка композиционно состоит из таких составляющих как:
- — экспозицию;
- — завязку;
- — развитие сюжета;
- — кульминацию;
- — развязку.
В ядре сюжета волшебной сказки, по мнению В. Я. Проппа, находятся чудеса. В начале произведения часто встречаются два поколения — старшее и младшее. Завязка сказки состоит в том, что главный герой несёт утрату и отправляется из дома. Развитие сюжета — это поиски потерянного. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой борется с противоборствующими злыми силами, но всегда побеждает добро. Развязка это преодоление потери, и обычно главный персонаж приобретает более высокий социальный статус.
«Повесть как мужик двух генералов накормил» Салтыкова-Щедрина имеет общие черты построения сюжета волшебной сказки, но в первую очередь, несет собой сатирическую направленность.
Социально-бытовые сказки, как и сказки о животных, имеют одинаковую с волшебной сказкой композицию, но бытовые сказки качественно отличаются. Бытовая сказка прочно связана с реальностью. Здесь существует лишь один мир — земной. Если волшебная сказка имеет более или менее определенную формулу — свои зачины, концовки, общие места, то бытовая сказка может начинаться как угодно, обычно она сразу вводит слушателя в рассказ о событиях, составляющих основу сюжета-без зачина, без предисловия.
У каждого произведения существуют свои индивидуальные жанровые особенности. Главными особенностями народных сказок, связанными с жанром, можно назвать:
- 1) индивидуальный язык, которым рассказывают сказку;
- 2)закольцованная структура (Зачин и концовка встраивают сказку в «цепочку» других. Например: зачин «Жили-были…», концовка «Тут и сказочке конец…»);
- 3)троекратность повторения действий (три железных посоха, трое железных сапог и т. д.);
- 4)некоторые детали сюжета в сказке соединены особыми формулами «Долго ли коротко…»;
- 5) у героев особые имена (Иван-дурак, Василиса Премудрая и др)
Опираясь на народную традицию, М. Е. Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр — литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной зачин:
«Жил-был пескарь.» (в сказке «Премудрый пескарь»), «В некотором селе жили два соседа.» (в сказке «Соседи»), «В некотором царстве Богатырь родился…» («Богатырь»).
— присказки:
«По щучьему велению», «не в сказке сказать»),.
- -троекратное повторение мотива, эпизода и т. п. (три Топтыгиных, три визита гостей к Дикому помещику и т. д.). Кроме того, следует обратить внимание на характерное для народнопоэтических произведений построение строки с переносом прилагательного или глагола на конец
- — прозрачную мораль, которую легко понять из содержания.
Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных. Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социальнополитическим) смыслом, удачно придумывал новыевыразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла). Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму — Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.
Вывод по главе 2.
«Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина используют фольклорные каноны, но не полностью и постепенно перерастают в нечто иное, выраженное в форме сатирической политической сказки, иначе, трансформируются под влиянием культурного контекста эпохи. Также следует отметить, что поэтика представляет собой художественную систему с особым миропониманием, так называемым «фольклорным сознанием», корни которого уходят в архаическое прошлое человечества, а целью функций поэтики фольклора, можно сказать, является выражением этого сознания.
Опираясь на народную традицию, М. Салтыков — Щедрин создал в русской литературе особый жанр — литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой.