Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ стихотворения «Видел ли ты где-нибудь того, кто любит меня?»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Того, кто боится меня, прячась в густом тумане, в самом тепле жизни,. Кто в своих безжалостных играх вечно видит счастливые сны; Разве дрогнул теперь он, Глядя на умирающего в молчании?. Начнем анализ стихотворения с рассмотрения мотивов: Кто, поселившись в моих глазах, проливается слезами? Видел ли ты где-нибудь того, кто любит меня? Спрятавшись" (chip), «боящегося» (?arnevвle ko). В легких… Читать ещё >

Анализ стихотворения «Видел ли ты где-нибудь того, кто любит меня?» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Видел ли ты где-нибудь того, кто любит меня?

Кто, поселившись в моих глазах, проливается слезами?

Того, кто наполнит пустой океан, зажжет огонь в пустом небе, растопит сердце, подобно золоту, омоет вечер жизни?

Того, кто боится меня, прячась в густом тумане, в самом тепле жизни,.

в легких частицах ночной тьмы?

Кто в своих безжалостных играх вечно видит счастливые сны ;

Разве дрогнул теперь он, Глядя на умирающего в молчании? [Lahar 1933, P.34].

Семантическая композиция. Мотивы

Начнем анализ стихотворения с рассмотрения мотивов:

Таблица 14

Первая строфа.

«Видел» (dekhв hai), «любящего» (pyвr karnevвle ko), «придя» (вkar), «став» (ban), «проливающегося» (?harnevвle ko).

Вторая строфа.

«Зажигая» (jalвkar), «растопив» (galвkar), «омыв» (nahlвkar), «наполняющего» (bharnevвle ko).

Третья строфа.

«Спрятавшись» (chip), «боящегося» (?arnevвle ko).

Четвертая строфа.

«продолжал смотреть» (dekhtв rahв), «начал дрожать» (ka?pne lagв hai), «увидев» (dekh), «умирающего» (marnevвle ko).

В стихотворении четыре строфы. В первой строфе автор обращается к некому воображаемому собеседнику на «ты»: «Видел ли ты где-либо любящего меня?» Соответственно, в стихотворении три лица: «ты», «я» и некто третий. Вопрос «видел ли ты того, кто???» объединяет первые три строфы: «видел ли того, кто любит меня?», «того, кто наполняет пустой океан?», «того, кто боится меня?». Сам вопрос и обращение на «ты» более не повторяются. В первых трех строфах лирический герой через обращение к кому-то показывает, характеризует «третьего персонажа». Глагол «видеть» употреблен по отношению к «tum» («ты видел?»). «Третий персонаж» определяется через конструкцию глагола с адъективирующим формантомvвlв, который образует из глагола определение (дословно: тот, кто нечто делает, делающий). «Видел ли ты: любящего, проливающегося, наполняющего, испугавшегося?» Автор не использует для третьего персонажа никакого указательного или личного местоимения в первых трех строфах.

В четвертой строфе конструкция меняется: к «третьему персонажу» относятся финитные глаголы, в то время как глагол с формантомvвlв меняет свой субъект, тем самым устанавливается взаимоотношение между «третьим персонажем» и лирическим героем. В четвертой строфе снова используется глагол «видеть», но субъектом становится «он», тот самый третий (употреблено сложноподчиненное предложение с придаточным определительным): «тот, что смотрел и смотрел счастливые сны в своих жестоких играх, разве он задрожал сегодня, увидев молча умирающего?» В первый раз по отношению к «нему» употреблено указательное местоимение. Говорится, что этот некто третий постоянно смотрел счастливые сны. Здесь употреблена форма длительного типа действия глагола «видеть» в совершенном виде. Теперь же он смотрит на кого-то, и, возможно, на самого лирического героя. Конструкция с формантомvвlв в заключительной строфе относится не к третьему персонажу, не к «нему», а, скорее всего, к лирическому герою, «я» стихотворения. Таким образом, лирический герой и «третий персонаж» словно бы меняются местами.

Несмотря на повторение конструкции в стихотворении, действия третьего персонажа можно назвать разнообразными. Он активен и в восприятии лирического героя связан с действиями. Особенно ярко это демонстрирует вторая строфа, в которой содержится три формы абсолютива и один глагол с формантомvвlв. В третьей строфе подчеркивается его присутствие повсюду: и во тьме, и в «теплоте этого мира», и даже в тумане. С другой стороны, несмотря на то, что третий персонаж очень деятелен в восприятии лирического героя, в первых трех строфах для описания его действий используются лишь формы абсолютива и формы с показателемvвlв. Четвертая строфа, меняя угол зрения, добавляет и несколько других форм: длительного типа действия, начинательной конструкции с глаголом lagnв в перфекте, еще одного абсолютива. Лирический герой представлен крайне пассивно: чаще он выступает как объект действия. Сам лирический герой, «я» стихотворения, не совершает никаких действий. Однако единственное действие, где «я» выступает субъектом все же есть, но лишь в заключительной строфе. «Разве он задрожал теперь, увидев умирающего молча?» — скорее всего, «умирающий молча» относится именно к местоимению первого лица. Получается, что удел лирического героя — умирать в полном молчании, более он не совершает никаких действий. С другой стороны, он полностью уподобляется третьему, сливается с ним.

Таким образом, «третий персонаж» активен и совершает разнообразные действия. «Он» определяется через конструкцию с формантомvвlв в трех строфах стихотворения. Лирический герой же пассивен, но в четвертой строфе для него используется точно такая же конструкция. В грамматическом отношении «я» становится таким же, как «он», третий персонаж, занимает место лирического героя. И если в начале стихотворения автор спрашивал «видел ли ты его?», то в конце угол зрения меняется: «увидев [меня], умирающего, разве задрожал он?». «Он» становится наблюдателем за «я», а «я» полностью уподобляется ему.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой