Нравственно-воспитательная и эстетическая роль литературы
Огромную воспитательную роль играют произведения живописи, скульптуры, архитектуры, музеи, нравы и обычаи народа, с которыми просто необходимо знакомиться. Весьма важно знакомство с памятниками народным героям и известным историческим событиям (у нас — полочан — это памятники Евфросинии Полоцкой, Симеону Полоцкому, Франциску Скорине, героям войны 1812 г., это непередаваемая словами прелесть… Читать ещё >
Нравственно-воспитательная и эстетическая роль литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.
Взаимосвязь нравственности и литературы естественна и органична, поскольку объединена этическими критериями и ситуациями поиска человеком высших смыслов.
Основная задача литературы заключается в том, чтобы не с помощью традиционного анализа произведения рассматривать жизненные ситуации и проблемы героев, а с точки зрения их этических, мировоззренческих основ.
Этой цели и служит термин «нравственно-эстетический идеал», который должен быть осознан не как один из компонентов произведения, а как его ведущий смысл. Внутреннее единство художественного произведения обусловлено нравственным отношением автора к жизни, авторским взглядом на мир. Это позволяет прежде всего рассматривать художественное произведение как единую систему восприятия мира и в связи с этим проводить его целостный анализ, что наиболее сложно и актуально воплотить в методике.
Углублённое внимание к идейно-нравственной позиции писателя отвечает насущным духовным потребностям школьников, их возрастным особенностям. Именно в этот период им и нужен духовный опыт великой русской литературы — с её бескомпромиссной постановкой этических проблем, высокими и чистыми идеалами.
Проблема нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым — одна из главных и важных задач современной школы. Да, мы живем в бурный век информатизации, мирового кризиса, но есть вечные истины, которые не надо искать и которые живут всегда, в любые времена, при любых политических режимах. Добро всегда было и остается добром, любовьлюбовью, милосердие — милосердием…
В деле воспитания и образования важно считаться со свойствами и качествами своего народа, т. е. воспитывать в национальном духе. Воспитать в национальном духе — значит развить в человеке такие душевные качества, которые особенно присущи данному народу. И здесь нам невозможно переоценить многовековой опыт православной культуры.
Огромную воспитательную роль играют произведения живописи, скульптуры, архитектуры, музеи, нравы и обычаи народа, с которыми просто необходимо знакомиться. Весьма важно знакомство с памятниками народным героям и известным историческим событиям (у нас — полочан — это памятники Евфросинии Полоцкой, Симеону Полоцкому, Франциску Скорине, героям войны 1812 г., это непередаваемая словами прелесть Софийского собора, Спасо-Евфросиниевского монастыря).
Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере образования. В этих целях широко используются огромные воспитательные возможности учебных предметов, прежде всего, гуманитарного цикла.
Эстетическое воспитание в XIX веке в большой степени носило форму домашнего, семейного воспитания. Это давало несомненные преимущества, т.к. создавались предпосылки для индивидуального эстетического воспитания, что несомненно увеличивало его эффективность. XX век стал веком коллективного эстетического воспитания, что при всех плюсах не давало возможности дойти до каждого.
В XIX веке эстетическое воспитание было уделом меньшинства, XX век сделал его уделом всех; в XX веке была создана система непрерывного эстетического воспитания.
В процессе эстетического воспитания в XIX веке упор был сделан на сущностные основания культуры и искусства. В XX веке после революции 1917 года таким основанием стала идеология победившей власти.
Сквозной задачей воспитания в XIX веке (в том числе и эстетического) было развитие общекультурного уровня человека, что привело к созданию слоя образованных людей, а затем и свободомыслящей русской интеллигенции. Крайняя идеологизация воспитания после 1917 года привела к тому, что с конца 20-х годов начинается рационализированное изучение предметов эстетического цикла, рационализация всей жизни в целом, что привело к появлению технократически мыслящего поколения.
Наконец высочайший уровень развития в XIX веке по существу всех видов искусства стал золотым веком русского искусства. Жесткая идеологическая детерминированность в XX веке, начиная с первых лет революции постоянно сдерживала творческие возможности художников.
Современная молодежь читает очень мало. Мало читают не только у нас. Это всемирное явление. Причин много, в первую очередь — альтернативные источники, а среди них в первую очередь — мультимедийные. Одна из причин — это преобладание функционального чтения. Мы сами часто говорим детям, что читать надо для того, чтобы: или сдать экзамен, или освоить программу, или научиться что-то делать. А если читать только для «того, чтобы», то в результате книга — не наслаждение, а обязанность. В результате воспринимается информация о произведении, а не само произведение.
Сегодня высокая нравственность — едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая «немодная» черта характера, «непопулярная». По мнению некоторых ученых — социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду «сладкой» наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.