Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения… Читать ещё >

Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом процессуальном законодательстве.

Условно данные принципы разделяют на две группы, в совокупности образующие систему демократических основ правосудия:

  • — общие принципы организации и деятельности судебной власти как ветви государственной власти;
  • — специальные принципы организации и функционирования судебной власти[1].

К общим основополагающим началам относятся следующие принципы:

1. Принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в деятельности судов Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что органы государственной власти, ораны местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ; в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ обозначено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а согласно ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

  • 2. Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федерал [.ному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут определенную юридическую ответственность. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
  • 3. Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения и деятельности российских судов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специальный орган — Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
  • 4. Принцип федерализма определяется особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов РФ.
Согласно п. «л» и «н» ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы комплектования кадров судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе и судебной.

5. Принцип единства означает, что в целом в Российской Федерации функционирует единая судебная система в виде определенных судебных органов — судов, деятельность которых основывается на соблюдении единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных решений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К специальным принципам относятся:

  • — принципы судоустройства;
  • — принципы статуса судьи;
  • — принципы судопроизводства.

Судопроизводство ведется на основе определенных принципов, которые выражают сущность этого процесса по разрешению юридических дел: осуществление правосудия только судом и разрешение дела надлежащим судом; обеспечение конституционного права на судебную защиту (доступ к правосудию); самостоятельность и независимость суда как органа правосудия; открытость суда и судебной деятельности; гласность; свобода выбора языка общения в судопроизводстве; состязательность и равноправие сторон; объективность и беспристрастность суда; непрерывность производства; участие граждан в судопроизводстве (арбитражные и присяжные заседатели); процессуальная экономия; право быть судимым без неоправданной задержки; безусловное исполнение судебных решений; обязательное исправление судебных ошибок[2].

К принципам судоустройства относятся: автономность системы судебных органов и осуществление правосудия только судом, универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности в осуществлении правосудия.

К принципам статуса судьи относятся: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Данные принципы закреплены в ст. 120, 121 и 122 Конституции РФ.

  • [1] См.: Анишина В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. М.: Эксмо, 2008.
  • [2] См.: Правоохранительные и судебные органы России / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. М., 2010; Конституционное право Российской Федерации / под ред. Н. В. Витрука. М., 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой