Межотраслевые принципы.
Право социального обеспечения
8] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 114. Государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; 5] Никонов Д. А., Стремоухое А. В. Право социального обеспечения. С. 65. 9] Никонов Д. А., Стремоухое А. В. Право социального обеспечения. С. 66. 4] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. Обеспечения социальной защиты… Читать ещё >
Межотраслевые принципы. Право социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Межотраслевые принципы — это принципы, свойственные двум и более отраслям права. Чаще всего их межотраслевой характер обусловлен тем, что соответствующие отрасли права имеют единые исторические основы и в какой-то момент развития права выделились из одной и той же общей для них отрасли. В то же время каждый из этих принципов по-своему конкретизируется в различных отраслях права.
Большинство специалистов относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства[1] и принцип охраны здоровья[2]. Однако, отдельные авторы дополняют этот краткий перечень иными принципами. Так, М. В. Филиппова, а также М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности[3]. Также к числу межотраслевых М. В. Филиппова относит принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, а также принцип равенства всех форм собственности. В то время как М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы[4], в интерпретации Д. А. Никонова и А. В. Стремоухова межотраслевым считается несколько иной, хотя и предметно связанный с этим принцип защиты безработных[5]. Они же, как уже было отмечено выше, относят к межотраслевым принцип-право на достойное существование[6], что перекликается с позицией С. И. Кобзевой, полагающей, что в данном случае межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[7]. Однако, представляется, что данный принцип в большей степени относится к числу общеправовых, поскольку является основой всей правовой системы любого современного демократического государства и тем более государства, которое, как Российская Федерация, определяет себя в Конституции РФ как «социальное». По нашему мнению, конкретизация этого принципа на межотраслевом уровне осуществлена в таких более узкоспециальных принципах, как принцип защиты от бедности и принцип защиты от безработицы. Помимо этого, М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту[8], который в интерпретации Д. А. Никонова и А. В. Стремоухова распространяется также на ветеранов[9]. Представляется, что этот принцип, являющийся межотраслевой конкретизацией принципа обеспечения равенства и запрета дискриминации, допустимо сформулировать более комплексно — как «принцип обеспечения социальной защиты нуждающимся (или „социально неблагополучным“) категориям лиц» или, отталкиваясь от понятия социального риска — как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска»[10]. В свою очередь, С. И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда[7].
Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести принципы:- — государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
- — охраны здоровья;
- — единства и дифференциации;
- — защиты от бедности и безработицы;
- — обеспечения социальной защиты нуждающимся категориям лиц;
- — запрета принудительного труда;
- — равенства всех форм собственности.
- [1] См.: Филиппова М. В. Право социального обеспечения. С. 96−100; Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. С. 109; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 114−115; Право социального обеспечения / М. О. Буянова [и др.]. С. 81; Никонов Д. А., Стремоухое А. В. Право социального обеспечения. М., 2005. С. 65−66.
- [2] См., например: Филиппова М. В. Право социального обеспечения. С. 96−100; Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. С. 109; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 114 -115; Никонов Д. А., Стремоухое А. В. Право социального обеспечения. С. 65 -66.
- [3] Филиппова М. В. Право социального обеспечения. С. 96 -100; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 114.
- [4] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России.
- [5] Никонов Д. А., Стремоухое А. В. Право социального обеспечения. С. 65.
- [6] Там же. С. 66.
- [7] Право социального обеспечения / М. О. Буянова [и др.].
- [8] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 114.
- [9] Никонов Д. А., Стремоухое А. В. Право социального обеспечения. С. 66
- [10] Подробнее об этом см.: Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. М" 2002. С. 23; Мачульская Е. Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 1. С. 26−27: Федорова Μ. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. С. 15, 18, 33−34; Миронова Т. К. Право и социальная защита. М" 2006. С. 140; Благодир А. Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. 2011. № 1. С. 5−12 и др. Интересный, в том числе и исторический, обзор представлений о данном понятии см. также в кн.: Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 206−209.
- [11] Право социального обеспечения / М. О. Буянова [и др.].