Правила и стадии проведения процедуры медиации
Презентация сторон. Здесь каждая из сторон рассказывает о конфликте со своей точки зрения, обращаясь не к другой стороне, а непосредственно к медиатору. После каждого изложения, медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, смягчая акценты и уточняя информацию (такой медиативный прием получил название «эхо-повтор»). Задавая уточняющий вопрос, не следует позволять стороне повторять уже… Читать ещё >
Правила и стадии проведения процедуры медиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждая конкретная медиация должна проводиться с учетом целого ряда обстоятельств, а именно: продолжительности конфликта; степени напряженности конфликта; характера взаимоотношений сторон; готовности сторон к сотрудничеству; количеству втянутых в конфликт участников и др.
Для наиболее эффективного урегулирования конфликта, классическая медиация состоит из следующих стадий:
— введению в медиацию. Здесь медиатор в своем вступительном слове создает атмосферу доверия к себе и к процедуре. Для этого он объясняет сторонам сущность и принципы медиации, устанавливает основные правила взаимодействия медиатора со сторонами, определяет продолжительность медиации. Особо сторонам разъясняется сущность такого принципа медиации, как конфиденциальность;
Мнение специалиста
По мнению О. В. Аллахвердовой, медиатор — хозяин и лидер процедур на переговорах и не должен спрашивать у сторон о процедурах, а смело и корректно их обозначать и следовать им в течение всей медиации.
- — презентация сторон. Здесь каждая из сторон рассказывает о конфликте со своей точки зрения, обращаясь не к другой стороне, а непосредственно к медиатору. После каждого изложения, медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, смягчая акценты и уточняя информацию (такой медиативный прием получил название «эхо-повтор»). Задавая уточняющий вопрос, не следует позволять стороне повторять уже услышанное ранее. Важным моментом при презентации выступает возможность сторонам эмоционально выразить свои чувства (такой медиативный прием называется «вентиляция эмоций»);
- — формулирование повестки переговоров. Здесь медиатор помогает сторонам отграничить факты от субъективных интерпретаций и выделить основные проблемы для дальнейшего обсуждения. Задача медиатора на этой стадии — выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон. Если медиатор наблюдает сложности в этом, он может предложить одной или обеим сторонам провести кокус. Кокус — индивидуальная встреча медиатора с одной из сторон конфликта с целью уточнения ее позиции по вопросу дальнейшего развития процедуры медиации;
- — выдвижение альтернативных предложений. Это центральная стадия медиации. Здесь медиатор помогает сторонам вести переговоры с позиции сотрудничества, ориентируясь не только на свои интересы, но и интересы другой стороны. Чем больше будет выдвинуто альтернативных предложений на этой стадии, тем большая вероятность дальнейшего выбора взаимоприемлемого для обеих сторон предложения. В конце всех предложений медиатор делает свое резюме;
- — выбор взаимоприемлемого предложения. Здесь медиатор помогает сторонам прийти к пониманию наиболее устраивающего обе стороны предложения. Важно, чтобы стороны понимали дальнейшие перспективы для них принятия того или иного предложения;
- — оформление соглашения. Достигнутые договоренности сторон оформляются путем составления письменного медиативного соглашения;
- — выход из медиации. Медиатор благодарит стороны за участие, проверяет их психологическую удовлетворенность самой процедурой и ее результатом;
- — мониторинг «постконфликта». Здесь медиатор прослеживает дальнейшее развитие ситуации, взаимоотношения сторон после подписания медиативного соглашения. В случае необходимости, медиатор может предложить встречу сторон для корректировки условий соглашения.