Социальные пенсии.
Пенсионное обеспечение
Право на социальную пенсию в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. При этом данное право в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранцам с апатридами. Соответственно при выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной… Читать ещё >
Социальные пенсии. Пенсионное обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При рассмотрении вопросов государственного пенсионного обеспечения основное внимание необходимо уделить институту социальных пенсий. В факте установления названных пенсий особенно ярко проявляется действие основополагающего принципа современного российского пенсионного права — принципа всеобщности пенсионного обеспечения. Данный принцип закреплен в Конституции РФ, ст. 39 которой гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
По общему правилу социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую пенсию[1], и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели обязательного пенсионного страхования (пенсионного обеспечения). Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца).
Всегда имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении указанных обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан. Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки. Именно поэтому полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий.
Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более.
26 лет. Впервые институт социальных пенсий стал неотъемлемой частью отечественной пенсионной системы в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
Право на социальную пенсию в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. При этом данное право в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранцам с апатридами. Соответственно при выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной социальной пенсии прекращается. Также социальная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории РФ имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства.
Право на социальную пенсию имеют следующие пять категорий постоянно проживающих в России граждан:
- — инвалиды I, II, III группы, в том числе инвалиды с детства;
- — дети-инвалиды;
- — дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
- — граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (это исключительный случай в пенсионном законодательстве России, когда основанием различия условий пенсионного обеспечения выступает национальность гражданина);
- — граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет. При этом для иностранных граждан и лиц без гражданства в данном случае установлено дополнительное условие для назначения социальной пенсии — проживание в Российской Федерации не менее 15 лет, такой своеобразный «ценз оседлости» для назначения социальной пенсии.
Названное дополнительное условие было введено Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О страховых пенсиях“ и „О накопительной пенсии“».
Представляется, что данное решение законодателя связано с особой правовой природой социальной пенсии, ее взаимосвязью с системой социальных пособий и государственной социальной помощи. На особую природу социальной пенсии уже давно обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В Определении от 16.10.1995 № 11-П отмечается, что труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию, с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию. Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение. В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью. В связи с этим Конституционным Судом РФ был сделан следующий вывод: принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий, средства на выплату которых ассигнуются в ПФР из бюджета Российской Федерации, и учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает.
Следовательно, такой же подход — об установлении законодателем условий назначения и выплаты социальной пенсии исходя из ее особой правовой природы — может применяться и при регламентации норм, регулирующих вопросы определения права и назначения социальной пенсии. Кстати, одним из ярких его проявлений является тот факт, что социальная пенсия по старости назначается на пять лет позже, чем обычная страховая пенсия по старости. Здесь интересно отметить, что Конвенция МОТ № 118 от 28 июня 1962 г. «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», закрепляющая постулат о предоставлении на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, не распространяется на государственную помощь.
Принимая во внимание, что обязательным условием для назначения социальной пенсии является постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, периоды временного проживания (пребывания) в России указанных категорий граждан не могут включаться в требуемые для назначения социальной пенсии 15 лет проживания на территории РФ. То есть требуются 15 лет именно постоянного проживания, что должно подтверждаться видами на жительство.
Вместе с тем периоды постоянного проживания на территории РФ соответствующих лиц в случае их неоднократности могут суммироваться, поскольку законодательством РФ о государственном пенсионном обеспечении не установлено требование о постоянном проживании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не менее.
- 15 лет подряд. Например, иностранный гражданин в разные периоды времени проживал с перерывами в нашей стране на основании вида на жительство 3, 5 и 8 лет, следовательно, его стаж постоянного проживания составит
- 16 лег, что дает ему право на социальную пенсию по старости. При этом на момент обращения иностранного гражданина или лица без гражданства за назначением социальной пенсии он должен иметь статус иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории РФ, или другими словами — действующий вид на жительство.
Размеры социальных пенсий установлены п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении. По состоянию на 1 апреля 2016 г. они составляют:
- — для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 11 903 руб. 51 коп.;
- — инвалидов I группы (за исключением инвалидов с детства), инвалидов с детства II группы, детей, потерявших обоих родителей — 9919 руб. 73 коп.;
- — инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), граждан, достигших возраста 65 и 60 лет, граждан из числа малочисленных народов Севера, детей, потерявших одного родителя — 4959 руб. 85 коп. Кстати, именно этот размер социальной пенсии, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении, выступает базой для исчисления ряда других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, поэтому в данной главе он именуется базовым размером социальной пенсии;
- — инвалидов III группы — 4215 руб. 90 коп.
Размеры социальных пенсий для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями Правительства РФ установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). Соответственно при выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер социальной пенсии определяется без учета районного коэффициента.
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера, не влияет. Вместе с тем социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы. Таким образом, в Законе о государственном пенсионном обеспечении решение вопроса о выплате социальной пенсии в период оплачиваемой работы находится в зависимости от условий ее назначения. При этом следует иметь в виду, что получатель социальной пенсии обязан безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера названной пенсии или прекращение ее выплаты (например, в случае выезда на постоянное проживание за пределы России, поступления на оплачиваемую работу и др.). Излишне выплаченные по вине получателя суммы социальной пенсии должны удерживаться с него по решению территориального органа ПФР в порядке, установленном законодательством.
Социальные пенсии подлежат индексации ежегодно с 1 апреля с учетом роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.
Па основании Закона о приостановлении действия с 1 апреля 2016 г. размеры социальных пенсий, предусмотренных ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении, были проиндексированы на коэффициент, равный 1,04.
- [1] Хотя стоит иметь в виду, что не существует никаких ограничений в части возможностиназначения социальной пенсии гражданам, имеющим право на страховую пенсию, если имэто выгодно.