Мусульманское право: источники и основные институты
Обязательственное право. Обязательства в шариате можно классифицировать следующим образом: возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Особое значение придавалось обету (одностороннее обязательство). Обязательства возникали, прежде всего, из договоров, условием действительности которых было взаимное согласие сторон. Если договоры были заключены… Читать ещё >
Мусульманское право: источники и основные институты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Шариат представляет собой конфессиональное право, поэтому его доктринально-нормативная часть (фикх) представляет собой совокупность правовых религиозных и моральных норм. В соответствии с ними жизнь правоверного мусульманина должна основываться на выполнении совокупности обязательных, рекомендуемых, дозволенных, даже предосудительных, но не наказуемых и запрещенных под угрозой наказания, действий.
Изначально существовало особое внимание не к правам человека, а к его обязанностям перед Аллахом, которые определяли всю его жизнь. К ним относились: ежедневные молитвы, соблюдение поста, правила заключения брака, погребальный обряд, взаимные обязанности супругов и т. д. Нормы шариата мусульмане должны были соблюдать неукоснительно вне зависимости от того, на территории какой страны они бы ни находились. Шариат по мере расширения Арабского халифата стал распространяться на завоеванные территории.
Источниками мусульманского права являются:
- — Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду, Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аят). В 500 стихах содержатся правила поведения правоверных, в том числе регулирующие правовые отношения;
- — Сунна — священное предание, включающее рассказы (хадисы) о высказываниях и действиях пророка Мухаммеда. С IX в. известны шесть ортодоксальных сборников сунны;
- — иджма — «общее согласие мусульманской общины», представляющее собой систему высказываний сподвижников Мухаммеда и имамов, муфтиев (сведующих в шариате), совпадающие по религиозным и правовым вопросам;
- — иджтшад (в шариате труд, усердие в вынесении правовых предписаний и решение различных религиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов, кыяса и иджмы) — система самостоятельных правил поведения, определенная в иджме, обязательная для исполнения в случае ее поддержки муфтиями или муджтахидами; сам термин «иджтихад» не встречается в Коране, однако указания на него есть в хадисах пророка Мухаммеда[1];
- — фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам, носящие доктринальный характер;
- — кияс — решение правовых дел по аналогии; имени.:-).от источник применялся в судах кади;
- — местные правовые обычаи, сложившиеся у арабов (урфы) или под влиянием шариата на присоединенных к халифату территориях (адаты);
- — фирманы (правовые акты халифа) и кануны (законы), дополнявшие нормы шариата.
Вещное право. Полной правоспособностью обладали только мусульмане. Зиммии (христиане и иудеи) были неполноправными и платили специальный государственный налог (джизъя) за право проживать на территории халифата. Их жизнь регулировалась собственным правом, кроме тех случаев, когда зиммии вступали в правоотношения с мусульманами или совершали правонарушения. Рабы были неправоспособны, но могли совершать сделки с согласия господина.
Наличие гражданской дееспособности (при условиях достижения совершеннолетия и психического здоровья) было необходимым условием для осуществления вещных прав лицом. Возраст дееспособности не был четко зафиксирован, так как факт совершеннолетия устанавливался кади по личному усмотрению в каждом отдельном случае. Дееспособность малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения, была ограничена. Женщина объявлялась недееспособной.
В шариате различались следующие виды вещей:
- — вещи, находившиеся в собственности мусульман;
- — вещи, которые не могли находиться ни в чьей собственности (воздух, море, пустыня, мечети, караванные пути);
- — «нечистые вещи», которые не могут быть в собственности правоверных (свинина, вино, книги, не соответствующие основам ислама).
Способами приобретения собственности были захват, наследование, договор и находка.
Особое внимание уделялось земельной собственности, к объектам которой относились:
- — государственные земли (завоеванные территории);
- — частновладельческие земли (мульк);
- — брошенные земли;
- — земли, непригодные для обработки;
- — хиджаз (Мекка и Медина с прилегающими территориями, где селились только правоверные, запрещалось рубить леса и охотиться);
- — земли, переданные в аренду при условии уплаты налога (хараджа);
- — акта (условное владение, получаемое за военную и государственную службу, с правом взимания налога в свою пользу);
- — вакуф (недвижимое имущество, переданное собственником на какиелибо религиозные или благотворительные цели мечетям или медресе).
Обязательственное право. Обязательства в шариате можно классифицировать следующим образом: возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Особое значение придавалось обету (одностороннее обязательство). Обязательства возникали, прежде всего, из договоров, условием действительности которых было взаимное согласие сторон. Если договоры были заключены с безнравственной целью или их объектом были нечистые или изъятые из гражданского оборота вещи, то такие договоры считались недействительными. Договоры могли быть заключены как в письменной, так и устной форме. Правовой регламентации подвергались договоры купли-продажи, займа, дарения, найма, ссуды, хранения, товарищества и др.
- [1] Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. URL: http://slovar-islam.ru/books/i.html#Idzhma25 (дата обращения: 15.02.2015).