Мониторинг коррупционного поведения
В соответствии с п. 3 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции каждая сторонаучастник обязана в своем внутреннем законодательстве установить ответственность за следующие проявления коррупционного поведения: создание неофициальной отчетности; проведение неучтенных или неправильно зарегистрированных операций; ведение учета несуществующих расходов; отражение обязательств, объект которых неправильно… Читать ещё >
Мониторинг коррупционного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно п. 2 ст. 10 Конвенции о гражданско-правовой ответственности «с целью предупреждения актов коррупции каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве нормы об аудиторах, задачей которых является подтвердить, что ежегодные отчеты [публичных должностных лиц] дают правдивое и честное представление о финансовом положении компании» .
В соответствии с п. 11 и 12 резолюции № 97 Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией»[1] рекомендовано на национальном уровне внедрение практики ревизионных антикоррупционных процедур.
Регламентирование антикоррупционного поведения
Статья 8 Конвенции ООН против коррупции устанавливает следующее правило: в целях предотвращения коррупции каждое государство-участник принимает и применяет кодексы или стандарты поведения публичных должностных лиц, принципами которых являются неподкупность, честность и ответственность должностных лиц. Статья 13 названной Конвенции закрепляет: «Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз». Таким образом, акцентируется внимание на участии общества в противодействии коррупции.
Согласно ст. 52 Конвенции ООН против коррупции «…каждое Государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться в соответствии с его внутренним законодательством, с тем чтобы потребовать от финансовых учреждений, на которые распространяется его юрисдикция, проверять личность клиентов, принимать разумные меры для установления личности собственников-бенефициаров средств, депонированных на счетах с большим объемом средств, и осуществлять более жесткие меры контроля в отношении счетов, которые пытаются открыть или которые ведутся лицами, обладающими или обладавшими значительными публичными полномочиями, членами их семей и тесно связанными с ними партнерами или от имени любых вышеперечисленных лиц» .
Противодействие коррупции в сфере финансовой отчетности и бухгалтерского учета
В соответствии с п. 3 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции каждая сторонаучастник обязана в своем внутреннем законодательстве установить ответственность за следующие проявления коррупционного поведения: создание неофициальной отчетности; проведение неучтенных или неправильно зарегистрированных операций; ведение учета несуществующих расходов; отражение обязательств, объект которых неправильно идентифицирован; использование поддельных финансовых, бухгалтерских или платежных документов; намеренное уничтожение бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.
Статья 14 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ETS № 173)[2] содержит следующее положение: «Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать в качестве правонарушений, подлежащих уголовному или иному наказанию в соответствии с ее внутренним правом, следующие преднамеренные действия или бездействие с целью совершения, сокрытия или представления в ложном свете правонарушений, о которых говорится в статьях 2−12, если только Сторона не сделала соответствующую оговорку или заявление: а) оформление или использование счета-фактуры или любого другого бухгалтерского документа или отчета, содержащего ложную или неполную информацию; b) противоправное невнесение в бухгалтерские книги сведений о платежных операциях» .
Данная позиция нашла свое подтверждение и в п. 11 и 12 резолюции № 97 Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» предусматривающих практику ревизионных антикоррупционных процедур.
Статья 8 «Учет» Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций предусматривает создание эффективных механизмов для борьбы со всеми способами аккумулирования средств для коррупции, прежде всего установление ответственности за искажение бухгалтерского учета, делегализацию активов. Финансовый мониторинг и обязательный антикоррупционный аудит также рассматриваются как действенные антикоррупционные инструменты.
Приведенные выше положения международного права создают основу для установления во внутреннем законодательстве ответственности за делегализацию финансовых и имущественных активов и направлены на подрыв экономического фундамента коррупции. Ведь прежде чем имущество станет предметом подкупа, оно должно быть создано в реальном секторе экономики и делегализовано (преступность, как правило, сама ничего не производит, а лишь перераспределяет общественный продукт).