Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Образование и духовность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образование как социальный институт имеет многовековую историю и в настоящее время включает в себя огромное количество учреждений — от детского сада и школы до аспирантуры, в которых занята огромная армия профессиональных работников. Цель образовательного процесса — троякая. Это, собственно, передача ученикам знаний, затем социального опыта и, наконец, умения пользоваться полученными знаниями… Читать ещё >

Образование и духовность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование как социальный институт имеет многовековую историю и в настоящее время включает в себя огромное количество учреждений — от детского сада и школы до аспирантуры, в которых занята огромная армия профессиональных работников. Цель образовательного процесса — троякая. Это, собственно, передача ученикам знаний, затем социального опыта и, наконец, умения пользоваться полученными знаниями и опытом. Другими словами, речь идет об образовании, в узком смысле слова, воспитании и обучении ученика, всех тех, кто приходит учиться. В ходе образования решается много различных задач, но в своей главной части оно связано с трансляцией, передачей духовной продукции от тех, кто ее создал к тем, кто ее, условно говоря, потребляет. Усвоение учащимися знаний в ходе получения ими образования для общества не менее значимо, чем его производство. Образование выступает главнейшим условием воспроизводства общественной жизни во всем ее многообразии.

Сложность ситуации в современном образовании состоит в том, что существующая система образования готовила и продолжает готовить не столько личность, сколько специалиста. Процесс дробления науки на множество специальностей, который с растущей активностью продолжается и до сего времени, внес свои коррективы в образование. Если учесть, к тому же, что просветительский взгляд на образование сводился к тому, чтобы посредством разума, главным образом научного знания, просветить людей и тем самым покончить с невежеством и обманом, то получалась довольно стройная система подготовки специалистов. Проблема подготовки специалиста есть главным образом задача информационного характера — передачи конкретного знания от преподавателя, от учителя к ученику.

Воспитание личности связано с формированием у нее своей точки зрения, самостоятельной позиции в отношении смысла своего собственного существования, значимости тех знаний, которые он получает в процессе образования. Учиться — означает учиться стать человеком, т. е. личностью, способной понимать цели и задачи общества, в котором он живет, находить в этой жизни свое место, видеть пути и возможности своего сознательного участия в жизни своей страны. Утилитарный и функциональный подход к ученику, взгляд на него только как на будущего специалиста во многом способствует атомизации личности, отчуждению человека, его обособлению от других во всем, что выходит за рамки профессиональной подготовки.

Важнейшую роль в формировании внутреннего мира будущего специалиста играет философия, этика, искусство, а также изучение культур других народов и цивилизаций, в том числе и иностранных языков. Особую роль в становлении духовных ориентиров играет философия, выполняющая интегративную роль в отношении всех видов знания, которые осваивает ученик, с которыми он сталкивается в процессе обучения. Поэтому гуманитаризация образования сегодня, т. е. расширение спектра гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе и в высших учебных заведениях, — дело абсолютно назревшее и своевременное.

Усвоение содержания различных дисциплин, в первую очередь гуманитарных, конечно, расширяет кругозор человека. Но для воспитания полноценной личности этого явно недостаточно. Нередко о человеке с несколькими дипломами говорят — знания есть, убеждений нет.

Воспитание личности — это прежде всего пробуждение интереса к целям и смыслам своего существования, существования других людей, человеческого общества. Формирование самостоятельной духовно-ценностной позиции, т. е. ясных представлений об «абсолютных», высших ценностях, — процесс длительный, который требует постоянного диалога учителя с учеником. Преподаватель не просто сообщает ученику материал, он учит его жизни и через свое отношение к жизни, и своим собственным поведением и взглядами. Диалог выступает важнейшей частью воспитания современного человека. Одинаково малопригодно и даже опасно знание без смысла и смысл без знания, иными словами, специалист без твердых нравственных убеждений и социальной позиции и фанатически убежденный последователь какой-то, может быть, и возвышенной идеи, но без знаний — и конкретных, и философско-этических.

По мере становления личности к воспитанию добавляются еще и процессы самовоспитания, самообразования. Самостоятельная, углубленная работа над своими взглядами, над уровнем своих знаний делают доступными для личности сложнейшие творения человеческого духа, открывают перед ней ясную дорогу творчества в избранной ею сфере деятельности — научной, практической, организационной, у которой нет пределов для совершенства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой