Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Очерк первый ОСНОВНОЙ КРУГ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вес формы социальной жизни (религия, искусство, наука и пр.) суть разные языковые игры; 2) в каждой такой игре есть свои собственные критерии смысла и рациональности; 3) в конечном счете любая языковая игра условна и беспочвенна; 4) осмысленность религиозных высказываний зиждется не на неких «свидетельствах» или «доказательствах», а на религиозных практиках. Например, смысл суждения «Бог есть… Читать ещё >

Очерк первый ОСНОВНОЙ КРУГ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Альтернативные решения проблемы познаваемости мира

Познаваемо ли абсолютное? — Эскиз «логосной» теории познания. — Наивный реализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм. — Субъект и объект. — Потребность и ценность познания. — Проблема структуры процесса познания.

Познаваемо ли абсолютное?

Познаваемы ли наукой и религией предельные основания бытия, бесконечное, абсолютное? Коль скоро «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1, 18), то как возможно знание об абсолютной реальности? Если человек в какой-то мере способен познавать абсолютное, то каким путем? Быть может, оно задано в структуре приходящего к нам света? С этих вопросов начинаются философия науки и гносеология религии, и эти проблемы ими решаются по-разному. К религиозно-теоретическим способам познания, помимо сакрально-мистических приемов, относятся те же экзотерические методы, которые активно используются в повседневном и научном познании, а именно методы исторические, логические, философские, лингвистические, психологические, эстетические, нравственные и др. Но начинается религиозное познание человека все же с обретения веры в абсолютную реальность.

Религиозные агностики заявляют, что Божество непостижимо, поскольку оно безмерно возвышается над всем видимым миром и человеческим разумом. Религиозный скептицизм менее категоричен: скептики высказывают сомнение в познаваемости Божества. Сторонники «витгенштейнианского фидеизма» (Д. 3. Филлипс, Н. Малколм, К. Нильсен и др.) отстаивают тезисы:

1) вес формы социальной жизни (религия, искусство, наука и пр.) суть разные языковые игры; 2) в каждой такой игре есть свои собственные критерии смысла и рациональности; 3) в конечном счете любая языковая игра условна и беспочвенна; 4) осмысленность религиозных высказываний зиждется не на неких «свидетельствах» или «доказательствах», а на религиозных практиках. Например, смысл суждения «Бог есть» синонимичен практике поиска людьми вечной любви. Напротив, еще в языческой древности возникло учение о полной познаваемости богов человеческим умом, поскольку язычник думал о богах так же, как о самом себе в разных ситуациях собственной жизни. Сторонники гностицизма и пантеизма тоже разделяют воззрение о совершенной постижимосги Божества специально обученными верующими.

Между крайностями агностицизма и наивного гносеологического оптимизма располагаются умеренные доктрины частичного богопознания через прочтение Книги природы и Книги Откровения. Сторонники умеренных учений утверждают, что люди способны своим разумом познавать Бога только до известной степени, когда пристально изучают мир. По мнению христиан, говорит о. Георгий, человек способен познавать трансцендентную реальность потому, что в него заложен образ Божий. Проявления этого образа — разум и свобода самоопределения. Для постижения разумом сущностей физического мира обычно достаточно лишь человеческого желания. А вот для постижения Бога мало только желания человека, а важно, чтобы этого захотел Бог. «Бог тоже нас познает. Следовательно, Он открывается к общению только тогда, когда состояние человеческой личности достигает определенной готовности, которую Он определяет Сам»[1]. Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет наш разум, помогает, во-первых, сам Бог, во-вторых, то, что Он о себе открыл.

Согласно христианству Бог дал свое Откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью — через Иисуса Христа и Его апостолов; наиболее правильно Откровение Божие соблюдает между людьми вселенская церковь. Вначале, когда не было Писания, Откровение распространялось посредством Священного предания. Затем Предание стали соблюдать через Библию, переведенную на все языки и читаемую в храмах и дома.

  • [1] Георгий (Рябых), о. Знающая вера и верующее знание // Вестник РФО. 2008.№ 4. С. 155.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой