Предисловие.
Русский язык и культура речи
Авторы учебника исходят из принципа вариативности в содержании курса. Принципиально важно, что во всех разделах представлены материалы, позволяющие построить работу как со студентами высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и с теми, кто испытывает трудности или в следовании нормам устной и письменной речи, или в осуществлении эффективного общения в разных сферах. Учебник должен помочь… Читать ещё >
Предисловие. Русский язык и культура речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дисциплина «Культура речи» занимает особое место в подготовке бакалавров. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи — это не только непременная составляющая профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Известный лингвист Т. Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как «визитную карточку человека в обществе».
Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка. На это ориентированы и многие современные пособия по культуре речи. Однако современное понимание культуры речи отражает многоаспектность этого понятия. В коллективной монографии «Культура речи и эффективность общения» (М., 1996) определены ориентиры для содержательного наполнения учебной дисциплины: «Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».
Вузовский курс «Культура речи» (или в ряде образовательных программ «Русский язык и культура речи») своеобразен: его изучают студенты разного уровня общекультурной и языковой подготовки, получающие образование по разным направлениям. Учебник соответствует новым образовательным стандартам и построен с учетом различных запросов потенциальных адресатов.
Авторы учебника исходят из принципа вариативности в содержании курса. Принципиально важно, что во всех разделах представлены материалы, позволяющие построить работу как со студентами высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и с теми, кто испытывает трудности или в следовании нормам устной и письменной речи, или в осуществлении эффективного общения в разных сферах. Учебник должен помочь в реализации этого принципа и способствовать:
- — качественному повышению уровня речевой культуры;
- — формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;
- — расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
- — формированию умений оценивать коммуникативное поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:
знать
- • базовые лингвистические понятия, относящиеся к речеведческим дисциплинам;
- • основные характеристики современной социокультурной и языковой ситуации;
- • типы языковых норм, основные этапы их становления;
- • правила орфографии и пунктуации;
- • основные особенности книжных функциональных стилей;
- • основные способы и методы подготовки к публичному выступлению;
- • основные способы аргументации и средства выразительности;
- • основные типы лексикографических источников;
уметь
- • оценивать речевые произведения в разных сферах коммуникации;
- • определять стилистически маркированные единицы русского языка, разграничивать литературные и нелитературные единицы русского языка, правильно используя богатство его ресурсов;
- • использовать в соответствии с литературными нормами единицы языка разных уровней;
- • грамотно, в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменную речь;
- • правильно строить тексты разной функционально-стилистической и жанровой принадлежности;
- • аргументированно доказывать собственную точку зрения;
- • пользоваться необходимыми лексикографическими источниками при решении конкретных коммуникативных задач;
владеть навыками
- • осознанного выбора нормативных вариантов единиц языка всех уровней;
- • осознанного и прагматически обусловленного выбора слов;
- • грамотного построения текстов различных функциональных стилей;
- • публичного выступления в различных коммуникативных ситуациях;
- • использования словарей различных типов.
Содержание учебника обеспечивает выполнение разных его функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной. Каждый раздел содержит информирующую и обучающую части, а также разнообразные задания. Во многих разделах предлагается литература для обсуждения в аудитории. В конце учебника приводится список рекомендуемой литературы, которая поможет углубить и расширить знания по изучаемым темам. Большое внимание уделяется формированию потребности и умений пользоваться словарями. Рекомендуемые для активного использования словари должны непременно сопровождать работу с учебником.
Отличительной особенностью учебника является его обращенность к современной языковой ситуации, к языку сегодняшнего дня.
Составители учебника будут считать свою задачу выполненной, если обучающиеся по нему студенты станут с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи, будут получать удовольствие от языковой игры, смогут ощутить себя творческой языковой личностью, для которой родной язык является и надежным инструментом в разных сферах деятельности, и верным помощником, и хорошим другом.
Авторский коллектив Черняк Валентина Данииловна — доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Дунев Алексей Иванович — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Дымарский Михаил Яковлевич — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Ефремов Валерий Анатольевич — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Кожевников Александр Юрьевич — кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института лингвистических исследований Российской академии наук (г. Санкт-Петербург);
Козловская Наталия Витальевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Левина Ирина Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Мартьянова Ирина Анатольевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Сергеева Елена Владимировна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Сидоренко Константин Павлович — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Силантьев Евгений Евгеньевич — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Хрымова Маргарита Борисовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
Шубина Наталья Леонидовна — доктор филологических наук, декан филологического факультета, заведующая кафедрой образовательных технологий в филологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.