Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Предисловие. 
Русский язык и культура речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторы учебника исходят из принципа вариативности в содержании курса. Принципиально важно, что во всех разделах представлены материалы, позволяющие построить работу как со студентами высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и с теми, кто испытывает трудности или в следовании нормам устной и письменной речи, или в осуществлении эффективного общения в разных сферах. Учебник должен помочь… Читать ещё >

Предисловие. Русский язык и культура речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дисциплина «Культура речи» занимает особое место в подготовке бакалавров. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи — это не только непременная составляющая профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Известный лингвист Т. Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как «визитную карточку человека в обществе».

Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка. На это ориентированы и многие современные пособия по культуре речи. Однако современное понимание культуры речи отражает многоаспектность этого понятия. В коллективной монографии «Культура речи и эффективность общения» (М., 1996) определены ориентиры для содержательного наполнения учебной дисциплины: «Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

Вузовский курс «Культура речи» (или в ряде образовательных программ «Русский язык и культура речи») своеобразен: его изучают студенты разного уровня общекультурной и языковой подготовки, получающие образование по разным направлениям. Учебник соответствует новым образовательным стандартам и построен с учетом различных запросов потенциальных адресатов.

Авторы учебника исходят из принципа вариативности в содержании курса. Принципиально важно, что во всех разделах представлены материалы, позволяющие построить работу как со студентами высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и с теми, кто испытывает трудности или в следовании нормам устной и письменной речи, или в осуществлении эффективного общения в разных сферах. Учебник должен помочь в реализации этого принципа и способствовать:

  • — качественному повышению уровня речевой культуры;
  • — формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;
  • — расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
  • — формированию умений оценивать коммуникативное поведение и речевые произведения в разных сферах общения.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:

знать

  • • базовые лингвистические понятия, относящиеся к речеведческим дисциплинам;
  • • основные характеристики современной социокультурной и языковой ситуации;
  • • типы языковых норм, основные этапы их становления;
  • • правила орфографии и пунктуации;
  • • основные особенности книжных функциональных стилей;
  • • основные способы и методы подготовки к публичному выступлению;
  • • основные способы аргументации и средства выразительности;
  • • основные типы лексикографических источников;

уметь

  • • оценивать речевые произведения в разных сферах коммуникации;
  • • определять стилистически маркированные единицы русского языка, разграничивать литературные и нелитературные единицы русского языка, правильно используя богатство его ресурсов;
  • • использовать в соответствии с литературными нормами единицы языка разных уровней;
  • • грамотно, в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменную речь;
  • • правильно строить тексты разной функционально-стилистической и жанровой принадлежности;
  • • аргументированно доказывать собственную точку зрения;
  • • пользоваться необходимыми лексикографическими источниками при решении конкретных коммуникативных задач;

владеть навыками

  • • осознанного выбора нормативных вариантов единиц языка всех уровней;
  • • осознанного и прагматически обусловленного выбора слов;
  • • грамотного построения текстов различных функциональных стилей;
  • • публичного выступления в различных коммуникативных ситуациях;
  • • использования словарей различных типов.

Содержание учебника обеспечивает выполнение разных его функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной. Каждый раздел содержит информирующую и обучающую части, а также разнообразные задания. Во многих разделах предлагается литература для обсуждения в аудитории. В конце учебника приводится список рекомендуемой литературы, которая поможет углубить и расширить знания по изучаемым темам. Большое внимание уделяется формированию потребности и умений пользоваться словарями. Рекомендуемые для активного использования словари должны непременно сопровождать работу с учебником.

Отличительной особенностью учебника является его обращенность к современной языковой ситуации, к языку сегодняшнего дня.

Составители учебника будут считать свою задачу выполненной, если обучающиеся по нему студенты станут с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи, будут получать удовольствие от языковой игры, смогут ощутить себя творческой языковой личностью, для которой родной язык является и надежным инструментом в разных сферах деятельности, и верным помощником, и хорошим другом.

Авторский коллектив Черняк Валентина Данииловна — доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Дунев Алексей Иванович — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Дымарский Михаил Яковлевич — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Ефремов Валерий Анатольевич — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Кожевников Александр Юрьевич — кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института лингвистических исследований Российской академии наук (г. Санкт-Петербург);

Козловская Наталия Витальевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Левина Ирина Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Мартьянова Ирина Анатольевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Сергеева Елена Владимировна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Сидоренко Константин Павлович — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Силантьев Евгений Евгеньевич — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Хрымова Маргарита Борисовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Шубина Наталья Леонидовна — доктор филологических наук, декан филологического факультета, заведующая кафедрой образовательных технологий в филологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой