Поэтическое изображение н. Некрасовым образа матери в поэмах и лирических произведениях
Дарья, центральная героиня поэмы «Мороз, Красный нос», — повторила судьбу многих: вышла замуж за крепостного, стала матерью, испытала на себе все горести и тяготы крестьянской жизни. О трагической судьбе героини мы многое узнаем во второй части поэмы, когда она, вынужденная отправиться в лес за дровами, становится жертвой Мороза. Замерзающая Дарья, погружаясь в сладостное сновидение, раскрывает… Читать ещё >
Поэтическое изображение н. Некрасовым образа матери в поэмах и лирических произведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образ матери в поэмах «Рыцарь на час», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо», «Мать».
На протяжении всей жизни поэт вспоминал мать с глубокой благодарностью и с искренней сыновьей любовью. В поэме «Рыцарь на час» (1862) он страдает оттого, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасовых. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта — Елены Андреевны Некрасовой.
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла, — грудью своей Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты не дрогнув удар приняла, За врагов, умирая, молилася, На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания Тот, кто столько тобою был чтим, Не пошлет тебе радость свидания С погибающим сыном твоим?.. [19 ;235 ] (Н.А.Некрасов «Рыцарь на час»).
Наряду с тем, что Н. А. Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохранял эту нежность и к своим лирическим героиням. Русская женщина у Н. Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин у поэта:
Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка! [ 17;93].
Так пишет поэт в поэме «Мороз, Красный нос».
Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина в своей жизни:
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом обвенчаться, Вторая — быть матерью сына — раба, А третья — до гроба рабу покоряться. [17 ;129].
Дарья, центральная героиня поэмы «Мороз, Красный нос», — повторила судьбу многих: вышла замуж за крепостного, стала матерью, испытала на себе все горести и тяготы крестьянской жизни. О трагической судьбе героини мы многое узнаем во второй части поэмы, когда она, вынужденная отправиться в лес за дровами, становится жертвой Мороза. Замерзающая Дарья, погружаясь в сладостное сновидение, раскрывает перед нами свой внутренний мир, воскрешает отрадные дни своего прошлого и мечтает о будущем, которое, конечно, для нее уже никогда не наступит. Ярко раскрывается перед нами подлинная красота этой женщины, любящей, трудолюбивой, и так печальна ее судьба, так болезненны удары, которые уготовила ей жизнь.
До Н. А. Некрасова в русской литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.
Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стал вершинным созданием в разработке этой темы. Ей присущи многие достоинства: красота, ум, здоровье, богатая поэтическая душа, трудолюбие. Кажется, такая женщина самой природой предназначена для счастья. Она знала любовь, по любви и замуж выходила, было у нее и счастливое материнство. Но дальше мы знакомимся с судьбой этой женщины, ее жизнью до замужества и в семье мужа, и, как мы видим из ее рассказа, ей выпала тяжкая доля. Она трудилась с малых лет, терпела унижения в чужой семье. Рассказала она о побоях, о смерти своего первого сына, о несчастье с Федотушкой, о страшном голоде в неурожайные годы, рекрутчине, горькой доле многодетной матери-солдатки. Матрена говорит об испытаниях и лишениях, уготованных ей судьбой, как о чем-то естественном, будничном, но за этой видимой будничностью чувствуется глубокий драматизм и трагизм. Но Матрена Тимофеевна все вынесла, выдержала, сохранила чувство собственного достоинства. «Свободное сердце» и душевное благородство помогли ей перенести все страдания, но обиды она не забыла и не простила. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — признается она мужикам. И, конечно, трудно назвать Матрену Тимофеевну счастливой женщиной. Образ ее еще раз убеждает нас, что «ключи от счастья» женщины-крестьянки «заброшены, утеряны» и на Руси «не дело между бабами счастливую искать»:
Века протекали — все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, Одно только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки… [19;376].
Образ «матери-страдалицы» Н. А. Некрасов запечатлел в поэме «Мать». В ней поэт говорит о том, что в образах из «живого мира» Данте он узнавал «знакомые черты». Параллель матери Н. Некрасова — Беатриче, которая помещена в центр Рая, опять позволяет говорить о мифологическом переосмыслении образа. Так в поэзии Н. А. Некрасова возникает вселенски всеохватный образ Матери-Троицы. Присутствие Матери в приземном пространстве гармонизирует, по мнению Н. Некрасова, весь одухотворенный и наделенный способностью к единению в сопереживании земной тварный мир, всех страждущих и требующих защиты.
Твой властелин — наследственные нравы То покидал, то бурно проявлял, Но если он в безумные забавы В недобрый час детей не посвящал, Но если он разнузданной свободы До роковой черты не доводил, ;
На страже ты над ним стояла годы Покуда мрак в душе его царил…
И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты ;
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты! [19;271].
Поэма «Русские женщины» характеризуется тем, что две темы матери, жены, защитницы в ней слились воедино. Не прошло мимо Н. А. Некрасова событие декабря 1825 г. Подвиг жен декабристов поэт сумел воплотить в своем творчестве. Женщины отправлялись за своими мужьями в далекую Сибирь. Сила и характер мужественной женщины встает на первый план некрасовской поэмы. Он верит в будущее, он верит в то, что сила русской женщины в доброте, в стремлении защитить своего ближнего, как когда-то защищала его мать.
Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего, Пускай же будет и моя Не радостней его!
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. 19;214].