Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Народная сказка. 
Жанры народной сказки. 
Особенности стиля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Репертуар русской народной сказки включает в себя все известные сказочные сюжеты, составляющие свод справочника-указателя «Сравнительный указатель сказочных сюжетов. Восточнославянская сказка», региональных указателей, указателей в научных сборниках фольклорных сказок (например: А. Н. Афанасьев. Русские народные сказки. В 3 т. М., 1984—1985). Мировой фонд сказочных сюжетов в русском изводе… Читать ещё >

Народная сказка. Жанры народной сказки. Особенности стиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Чаще всего она представляет собой прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного либо бытового плана с установкой на вымысел.

Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты.

Определяющей чертой сказки как эпического произведения является наличие сюжета. Фольклористы почти единодушно указывают на занимательность, забавность сказочного сюжета, призванного поразить воображение слушателя. В. Я. Пропп утверждал: «Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»[1]. Видимо, это замечание справедливо лишь отчасти, если учесть, что сказки возникли еще в эпоху мифологического сознания, а, следовательно, миф, прапамять наличествуют в древнейших сказках о животных и волшебных сказках, где сложным образом переплетается языческое и христианское мировидение, выражающееся в образно-речевом метафорическом и символическом плане. Сказка в шифрованной для сегодняшнего сознания форме передает представление человека о его духовном и материальном бытии и быте.

Повтор — важный фактор в организации художественного содержания сказки. Он явлен и в зачине («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»), и в композиции, и в концовке (исходе) («Я там был, мед-пиво пил…)».

В современной филологической пауке и фольклористике наряду с жанрово-видовой классификацией сказок введен термин «репертуар», который дает возможность обозреть общий фонд фольклорных сказочных произведений и выявить доминантно бытующие сказки. Репертуар в данном случае не просто «список», это совокупность «исполняемых» произведений.

Репертуар русской народной сказки включает в себя все известные сказочные сюжеты, составляющие свод справочника-указателя «Сравнительный указатель сказочных сюжетов[2]. Восточнославянская сказка», региональных указателей, указателей в научных сборниках фольклорных сказок (например: А. Н. Афанасьев. Русские народные сказки. В 3 т. М., 1984—1985). Мировой фонд сказочных сюжетов в русском изводе представлен 1233 типами сказочных сюжетов. Из них: 119 — сказки о животных; 225 — волшебные сказки; 106 — легендарные сказки; 137 — новеллистические сказки; 84 — сказки о глупом черте; 562 — анекдоты.

В настоящее время наиболее авторитетным и полным сводом сказочных сюжетов является «Указатель сказочных типов» (Ларне —Томпсон), созданный на основе указателя Антти Аарне. (Напомним, что труд Аарне основывается на материалах собраний. Имеется большое число национальных сказок, которые также построены по системе Аарне — Томпсона.)[3]

И сказки о животных, и позднее волшебные сказки используют прием ретардации (замедление) — задержки развития действия включением в текст внефабульных элементов — различных описаний. Так, рассказчик, прежде чем назвать очередного героя, воспроизводит всю цепочку от начала повествования до «настоящего момента». Прием этот в устном жанре вполне мотивирован: повтор уже сказанного позволяет рассказчику мысленно сосредоточиться на развитии сюжета, дает «передышку» в сочинительстве, способствует лучшему запоминанию сюжета, что является залогом долголетия и даже бессмертия рассказанного однажды, формирует композиционно-ритмическую структуру сказки.

Устная сказовая речь изобилует разнообразными ритмообразующими компонентами: анафорами, параллелизмами, инверсиями. Иные сказки содержат ритмообразующий компонент в избытке, что приближает их речь к речи стихотворной. Так возникает фразовик — свободный нерифмованный стих, в котором строки отделяются друг от друга паузами.

  • [1] Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. С. 87.
  • [2] Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979.
  • [3] Андреева Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л.: Государственноеиздательство русского географического общества, 1929; Бараг Л. Г. Указатель сюжетов сказок // Восточнославянский фольклор: словарь научной и народной терминологии. Минск: Навука i тэхшка, 1993. С. 369—370.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой