Методы оценки конкурентоспособности товара
Методы, применяемые на различных стадиях ЖЦ продукции. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления, используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены потребления новых образцов товаров. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях… Читать ещё >
Методы оценки конкурентоспособности товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценка конкурентоспособности осуществляется товаропроизводителями при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка, потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы.
- 1. Методы, применяемые исходя из используемого принципа. При оценке единичных критериев конкурентоспособности исходя из используемого принципа применяются органолептические, регистрационные, измерительные, экспериментальные, социологические и экспертные методы. Необходимо подчеркнуть высокую достоверность экспериментальных методов (хотя они трудоемки и длительны), которые позволяют оценить уровень качества товаров в реальных условиях эксплуатации. Этот метод применятся в рамках потребительской экспертизы. При оценке групповых критериев, в частности, продукции конкурентов, широко используются аналитические методы. Одним из них является «реинжиринг» (конструирование наоборот). При оценке конкурентоспособности организаций и отраслей промышленности широко используется такая разновидность метода, как SWOT-анализ. Он применяется на начальных этапах оценки, в частности на этапе сбора и анализа данных о конкурентах, так и на заключительном этапе, когда определен обобщенный показатель конкурентоспособности. Анализируются результаты оценки, разрабатывается конкурентная стратегия деятельности организации, отражающая конкурентоспособность ее продукции. Примером использования статистических методов является оценка конкурентоспособности товаров по результатам их продажи (выявление «лидеров продажи»). Маркетинговый метод используется для определения такого распространенного критерия конкурентоспособности, как доли на рынке группы товаров.
- 2. Методы, применяемые исходя из используемой номенклатуры критериев. Существуют прямые методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей как минимум качество и цену, и позволяющие рассчитывать интегральный показатель качества или оценивать отношение качество/цена. К косвенным методам относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей один из двух основных критериев — качество или цену или отношение качество/цена.
- 3. Методы, применяемые на различных стадиях ЖЦ продукции. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления, используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены потребления новых образцов товаров. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях оценивают конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов. На основе данных о спросе торговые организации регулируют объемы закупки товара или же свертывают его закупку.
- 4. Методы, применяемые исходя из формы представления данных.: графические, матричные, расчетные и комбинированные методы [5].
Цель любого производителя — овладение вниманием потенциального покупателя. Для ее достижения могут использоваться различные мероприятия (рис. 1).
Рис. 1 Мероприятия производителя в борьбе за покупателя
Подведем итог: сколь бы плохи ни были дела у фирмы, они не безнадежны до тех пор, пока маркетологи творят и находят неординарные рыночные возможности товара [6].