Разработка анкеты.
Разработка программы маркетинга для введения на потребительский рынок нового товара
Как известно, Нельсон Мандела, борец за гражданские права негритянского большинства в ЮАР, долгое время сидел в тюрьме, а потом стал президентом этой республики и провозгласил: «Одна страна — один народ». Перефразируя этот тезис, правило Нельсона Манделы при составлении анкеты будет гласить: один вопрос — одно действие. То есть когда мы задаем вопрос, мы должны требовать, чтобы человек совершал… Читать ещё >
Разработка анкеты. Разработка программы маркетинга для введения на потребительский рынок нового товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анкета является одним из основных инструментов сбора первичных данных и применима к любому из методов опроса.
Анкета — это таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент.
Анкета должна состоит из трех основных частей:
- · Введение. В нем отражается цель опроса, сведения об опрашивающих, название организации, гарантия анонимности.
- · Основная часть — перечень вопросов, характеризующих предмет опроса
- · Сведения об опрашиваемых.
Основная часть анкеты содержит основные и контрольные вопросы. Основные — это вопросы, ради которых проводится исследование. Основные вопросы бывают открытыми и закрытыми. На открытый вопрос респондент сам формулирует ответ, закрытый вопрос содержит несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать нужный. Закрытые вопросы бывают следующих видов:
- · альтернативный (дихотомический) вопрос предполагает ответ либо да, либо нет ;
- · многовариантный вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов;
- · шкальный вопрос предполагает выбор ответа на основании предложенной шкалы:
- · шкала важности (исключительно важно, достаточно важно, важно, неважно, не очень важно, совершенно не важно);
- · семантическая дифференциальная шкала представляет собой шкалу из семи точек, на противоположных сторонах которой находятся прилагательные антонимы
- · шкала Лейкерта (абсолютно согласен, согласен, не уверен, не согласен, решительно не согласен);
- · оценочная шкала (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, ужасно).
Контрольные вопросы призваны проверить внимательность, серьезность и откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм интервьюеров. Здесь могут быть приведены дублирующие вопросы, противоречивые позиции, вопросы с заранее известным ответом.
В классическом труде «Маркетинговые исследования» Г. Черчилля порядок разработки анкеты занимает 7 глав по 5−6 пунктов в каждой. В рамках данной курсовой работы целесообразно упростить задачу до соблюдения четырех основных правил:
· Правило Нельсона Манделы.
Как известно, Нельсон Мандела, борец за гражданские права негритянского большинства в ЮАР, долгое время сидел в тюрьме, а потом стал президентом этой республики и провозгласил: «Одна страна — один народ». Перефразируя этот тезис, правило Нельсона Манделы при составлении анкеты будет гласить: один вопрос — одно действие. То есть когда мы задаем вопрос, мы должны требовать, чтобы человек совершал только одно действие, а не два и не три. Если нам необходимо, чтобы он совершил два действия, то мы должны будем задавать ему два вопроса.
· Правило воронки.
Сначала простые вопросы, потом сложные.
· Правило семи.
Если приходится сравнивать ответы между собой, вариантов ответов не может быть более семи. Среднестатистический человек может манипулировать в голове одновременно не более чем семью понятиями. Если необходимо, допустим, десять вариантов, то это разбивается уже на два вопроса.
· Правило «соцдем в конце».
Вопросы социодемографического блока, такие как пол, возраст, платежеспособность, семейное положение и т. п., всегда завершают анкету.
Разработанная для данного исследования анкета находится в Приложении к курсовой работе.